Фото: TVC21
В ЕС БЕЗ НАТО? МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
Информационный фон, на котором развертывается пропаганда нейтрального статуса Молдовы, полагает директор программ ИСПИРР Вера Табак, нейтральным назвать никак нельзя.
В последние месяцы все чаще приходится слышать о том, что нейтральный статус Молдовы позволит ей безболезненно осуществить евроинтеграционный проект. На наш взгляд, такое суждение призвано скрыть истинные мотивы и характер действий участников политического, особенно военно-политического процесса в регионе.
Нейтральный статус Молдовы еще в 1994 году был закреплен статьей 11 Конституции этой страны. В этой же статье сказано, что Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств. К сожалению, ни заявления о нейтралитете, ни озвученные планы по реализации Национальной стратегии обороны Молдовы (НСО) на 2018-2021 гг. не внушают надежд на то, что Молдова сможет действительно стать нейтральной.
Несмотря на демонстрируемое на протяжении последних лет президентом Республики Молдова Игорем Додоном неприятие курса на сближение с НАТО, правительство, парламент и минобороны Молдовы проводят политику сотрудничества с военным блоком. Убедительное тому свидетельство – ее законодательное закрепление в утвержденной недавно парламентом НСО. Стратегическим партнером РМ в документе названы США, а развитие диалога и кооперации в вопросах обороны предусмотрено с государствами – членами блока НАТО. По существу, парламент обнулил публичные заявления, комментарии и позиции главы государства, данные им на протяжении всего 2017 года и отчасти в 2018 году и направленные на ограничение роли НАТО в регионе.
Практическая сторона взаимодействия Молдовы с НАТО последовательно наращивается: в Кишиневе открыт офис блока, сделаны заявления о намерении Молдовы закупить летальное оружие, соответствующее стандартам НАТО[i], продолжается сотрудничество молдавских военных со специалистами, представляющими Североатлантический альянс. Летом этого года молдавские, грузинские, британские, американские военные на территории Одесской области Украины и в акватории Черного моря провели международные учения «Sea Breeze 2018». По словам российского военного эксперта Александра Жилина, эти учения прикрывают плановую разведывательную работу. «Речь идет о том, чтобы в ходе учений попытаться провести техническую разведку, чтобы иметь представление о том, что Россия установила в Крыму – какие средства связи, системы управления и так далее», – сообщил он в интервью российскому информагентству[ii]. По словам эксперта Российского института стратегических исследований Сергея Ермакова, НАТО озабочено проблемой укрепления безопасности в черноморском регионе, и хотя Молдова формально не является черноморской страной, в общей связке она рассматривается как фактор повышения потенциала НАТО[iii].
В системе обеспечения региональной безопасности задействован и украинский фактор. Откровенно антироссийский характер сотрудничества молдавского и украинского оборонных ведомств не является секретом. По словам министра обороны Украины Степана Полторака, в июне 2018 года встречавшегося со своим молдавским коллегой, Украина и Молдова придерживаются общего военно-политического курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию и на взаимовыгодной основе будут развивать собственные вооружённые силы в соответствии со стандартами НАТО[iv]. По его словам, «группировки, которые находятся на территории Приднестровья и в целом на юго-западном направлении, являются угрозой и для Украины, и для Молдовы»[v].
Оперативная группа российских войск, как вопреки юридическим фактам сказано в уже упомянутой Национальной стратегии обороны Молдовы, находится в Приднестровье без «законно выраженного согласия правительства РМ» и в контексте «возможной эскалации конфликта представляет угрозу для безопасности РМ»[vi]. О том, кто может инициировать эскалацию конфликта, в Стратегии не говорится. Этим же законом предусмотрено превращение к 2021 году армии Молдовы в профессиональную. Любопытно, что затраты на внедрение этой программы, как сообщило профильное ведомство, будут покрываться не только из государственного бюджета, но и из средств, предоставленных западными партнерами[vii].
В риторике, связанной с обеспечением безопасности в регионе, много места уделено намерениям Молдовы принять участие в гибридной войне против России информационными методами. Два года назад командующий войсками НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав призвал к этому, а в январе 2018-го Кишинев принял закон о борьбе с российской пропагандой[viii]. Отныне озвучивание альтернативного взгляда на развитие региона чревато уголовным преследованием со стороны молдавской правоохранительной системы.
Достаточно сложным остается вопрос о евроинтеграции Молдовы. Для того, чтобы процесс, разрушительный для молдавской экономики и государственного суверенитета, шел без протестов со стороны общественности, официальный Кишинев не скупится на обещания о том, что страна сохранит военно-политический нейтралитет. Конечно, между НАТО и ЕС нельзя ставить знак тождества – это две организации, имеющие различные задачи и функции. Но в экспертном сообществе нет споров по вопросу о том, что в сущности ЕС и НАТО – два инструмента США. И если ЕС устанавливает экономические правила поведения, то НАТО – военно-политические, а условием принятия государства в ЕС остается налаживание им как можно более тесных связей с НАТО.
Как бы эксперты, призванные объяснить целесообразность европейского вектора Молдовы и Украины, ни разводили экономическую и военно-политическую составляющие этого курса, их взаимосвязь очевидна. После 2000 года к ЕС присоединилось 13 стран: Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта, Румыния, Болгария, Хорватия. 11 из них, кроме Кипра и Мальты, являются членами НАТО. Причем вступление в НАТО либо предшествовало, либо сопутствовало вступлению в ЕС. Все это позволяет утверждать: связь между политикой включения в ЕС и НАТО имеется, и она очень тесная, отрицать ее – значит идти против фактов.
Сегодня и Молдова, и Украина представляют собой буферную зону, отделяющую Альянс от России. В интересах НАТО добиться в этой зоне преобладающего влияния. Правящие круги обоих государств готовы выполнить негласный заказ обобщенного Запада. В них развернута антироссийская пропаганда. Градус ее антироссийскости в двух республиках, конечно, различен, но работа по разрушению их политических, экономических, духовных связей с Россией ведется системная.
В феврале 2018 года Европейская комиссия одобрила Стратегию расширения Евросоюза за счет стран Западных Балкан[ix]. Одобрив Стратегию расширения Евросоюза на страны Западных Балкан, Еврокомиссия дала понять, что в планы ЕС не входит присоединение новых стран-членов с неурегулированными территориальными и прочими конфликтами[x]. Не предвидят в Брюсселе и скорого урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Ожидается, что ближайшее расширение ЕС состоится к 2025 году. Это дает временной люфт для изменения баланса сил в регионе. Пока не замкнутся Балканы, евроинтеграции Молдовы в Брюсселе, надо полагать, будут уделять меньше внимания. Важно не упустить это время.
[i] https://www.ispirr.org/moldova-priobretaet-letalnoe-oruzhi
[ii] https://ria.ru/radio_brief/20180709/1524236172.html
[iii] https://ru.sputnik.md/radio_skazano_v_efire/20171127/15764415/nato-moldova-ofis.html
[iv] https://interfax.com.ua/news/political/511235.html
[v] http://www.mil.gov.ua/news/2018/06/11/v-odesi-vidbulas-oficzijna-zustrich-ministra-oboroni-ukraini-z-ministrom-oboroni-respubliki-moldova/
[vi] https://deschide.md/ru/russian_news/politic_ru/34196/DOC--Парламент-принял-Национальную-страт%D0
[vii] http://www.army.md/?lng=2&action=show&cat=122&obj=5069#.W2F_rfZuLxI
[viii] https://ru.sputnik.md/mnenie/20180220/17418877/Nato-orujie-Moldova-mnenie-.html