ЗА ЧЕСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В ПРИДНЕСТРОВЬЕ ВСТУПИЛА В СИЛУ НОРМА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТРАБОТКЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Президент ПМР Вадим Красносельский подписал закон, обязывающий выпускников бюджетных отделений организаций профобразования отработать установленный срок по специальности.
Документ, принятый Верховный Советом 10 июля, находился на рассмотрении парламентариев целый год (в первом чтении его приняли в сентябре 2018 года), хотя каких-то больших дискуссий и не вызвал.
Проект закона разработало правительство республики, которое считает его мерой по закреплению специалистов на родине и решению вопроса нехватки кадров. Министр просвещения Татьяна Логинова, выступая в парламенте, говорила, что предложенная норма – не новая, выпускники вузов, а также начальных и средних профессиональных учебных заведений отрабатывали и в советское время. Председатель парламентского комитета по образованию Михаил Бурла отмечал, в свою очередь, что к вопросу нужно подходить осторожно, чтобы не отпугнуть абитуриентов.
Итак, поправки в закон «Об образовании» предусматривают, что студенты, поступившие в вузы, колледжи или техникумы и обучающиеся за счет средств республиканского бюджета, должны подписать трехсторонний договор на обучение и последующую отработку. В соответствии с этим договором учебное заведение обязуется дать молодому человеку качественную профессиональную подготовку, уполномоченный правительством орган – трудоустроить, а сам выпускник – отработать по полученной профессии от 1 до 3 лет в органах госвласти, местного самоуправления либо «организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности по согласованию сторон».
Выпускники бюджетных отделений, «получившие место работы по распределению и не отработавшие в установленный срок, обязаны возместить в республиканский бюджет расходы, затраченные на их обучение», гласит закон.
Возвращать государству деньги не придется детям-сиротам, инвалидам, тем, кто имеет медицинские противопоказания к работе по полученной специальности, беременным женщинам, матерям (отцам), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет. Молодой специалист будет освобожден от своих обязательств также в случае сокращения штатов или ликвидации организации, где он отрабатывает, или же если государство по какой-то причине не сможет его трудоустроить.
В законе ничего не говорится о других мерах закрепления выпускников на месте работы – например, обеспечении жильем, стартовом пособии и т.п.
Вопрос о том, как удержать молодых специалистов в Приднестровье, ранее обсуждался и в правительстве, и на совещаниях у президента Вадима Красносельского. Именно глава государства выступил с идеей о заключении трехстороннего соглашения и взаимной ответственности сторон в вопросе обучения специалистов. Президент подчеркивал, что такая система хорошо показала себя при подготовке кадров для МВД. Молодой человек, поступающий в Тираспольский юридический институт, знает, что после окончания вуза он обязан отработать на государство. Ему гарантируется трудоустройство, тогда как раньше многие выпускники ТЮИ уезжали или выбирали работу не по специальности.
В беседах с молодежью, которую весьма взволновало предложение о введении обязательных отработок, Вадим Красносельский отмечал, что он «сторонник честных, прозрачных отношений между человеком и государством».
«Предусмотрен трехсторонний договор между студентом-бюджетником, университетом и правительством. Приднестровский госуниверситет обязуется дать человеку полное высшее образование, а правительство - рабочее место. Когда человек подписывает договор, он уже осознает ответственность – его за руку никто не тянет. Если он получает образование за счет бюджета, он должен отработать в соответствующих структурах. Если он не хочет этого делать – его право, тогда он учится на контракте. Это честное отношение – государство предлагает, взять или не взять», - заявил президент на молодежном форуме «Лидер» осенью 2018 года.
Также сегодня глава республики подписал дополнения в закон «Об образовании». В соответствии с ними, если здание школы или техникума не используется как объект образования более 5 лет, его могут приватизировать. В первом чтении этот закон был принят еще в мае прошлого года, вызвав тогда живое обсуждение. Во втором чтении он прошел в парламенте уже без всяких дискуссий.