ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО: СОЦИАЛИСТЫ В ЗАПАДНЕ
Директор ИСПИРР Игорь Шорников – о том, перед какой дилеммой сегодня стоит ПСРМ.
Те, кто надеялся, что в июне 2019 года в Молдове был достигнут «геополитический консенсус» и эта страна получила шанс на очищение от коррупции и спокойное долгосрочное развитие, просчитались. Создание коалиции ПСРМ-АКУМ было лишь разведкой боем перед грядущими большими сражениями – досрочными парламентскими и президентскими выборами. АКУМ оказался не способен переиграть социалистов в борьбе за власть и теперь правые, с благословения своих западных наставников, опрокинули всю игру, заставляя соперников идти на неоправданный риск.
Социалисты, создавая в июне коалицию с блоком АКУМ, поступились практически всем. Им достался лишь пост спикера парламента, а в правительстве пост вице-премьера по реинтеграции и министра обороны. Всё правительство было в руках АКУМ, при этом и министры-социалисты обязаны были работать по программе Майи Санду. Этим отчасти объясняется тесное сотрудничество Молдовы с США в военной сфере, а также ухудшившаяся ситуация в переговорном процессе Молдовы и Приднестровья.
Согласие социалистов на передачу полноты исполнительной власти Санду, в принципе, было для них удобным решением, хоть и временным. Социалисты не отвечали за проблемный экономический блок, но могли участвовать в последующем разделе власти, не неся ответственности за социально-экономическое положение в стране. Однако постепенно социалисты смогли укрепить свои позиции во власти. Под контроль президента Додона вернулся СИБ, социалисты получили контроль над ЦИК Молдовы, а также провели своих людей в Конституционный суд РМ, который был одним из ключевых ведомств в период правления Плахотнюка. В ходе выборов в местные органы власти социалистам удалось не только увеличить свое представительство в районах, но и взять Кишинев. В конце концов, когда возникла угроза получения социалистами и должности генпрокурора, стало ясно, что АКУМ проигрывает вчистую. Более опытные в подковерной политической борьбе, нацеленные на игру вдолгую, социалисты достаточно просто переигрывали политических новичков из АКУМ, несмотря на явную западную поддержку последних.
К концу октября стало ясно, что правительство Санду исчерпало лимит доверия граждан. На протяжении почти всех 5 месяцев ее премьерства личный рейтинг премьера рос. Однако правительство осуществляло реформы строго по сценариям МВФ, а это означало, что реформы были крайне непопулярны. Правительство успело вызвать недовольство в среде мелкого и среднего бизнеса – в основном молодых людей, которые изначально поддерживали блок АКУМ, а также среди бюджетников и транспортников. Очевидно было, что пик популярности Майи Санду был пройден. Чем дольше она оставалась бы на своем посту, тем хуже становились бы ее позиции среди электората. Дальше тянуть было нельзя. Через год, к моменту проведения в Молдове очередных президентских выборов, ее рейтинг опустился бы до минимума. Поэтому надо было идти на крайние меры. В тот момент, когда в АКУМ осознали, что им не удается провести своего человека на пост генерального прокурора, они решились пойти на шаг, который выходит за рамки правового поля, противоречит Конституции РМ. Майя Санду отменила результаты конкурса по отбору кандидатов в генпрокуроры, который правительство само же и организовало, потребовала для себя новых полномочий, в том числе в контроле над деятельностью генпрокурора.
Пост генерального прокурора – ключевой в системе государственной власти в период объявленной борьбы с коррупцией и «деолигархизации». Социалисты не могли отдать столь мощное оружие своим союзникам по коалиции, потому что совсем скоро они бы стали первыми жертвами «антикоррупционной» борьбы. Тем более, что на пост Генпрокурора прочили молодого, амбициозного и известного своей непримиримой позицией к социалистам Штефана Глигора. Он бы наверняка постарался затмить славу Лауры Ковеши, за несколько лет пересажавшей половину румынского чиновничества. Социалистам просто не оставили выбора, им пришлось отправить правительство Санду в отставку.
Майе Санду удается сохранить главное – имидж честного, принципиального и неподкупного политика и, по большому счету, уйти от ответственности за все те реформы, которые ее правительство успело начать. Можно сказать, что социалисты попались на удочку. АКУМ уходит в привычную и безопасную для себя гавань оппозиции и начинает работу по дискредитации социалистов, которым ради отставки партнера по коалиции пришлось запятнать себя сотрудничеством с плахотнюковской ДПМ.
Сейчас социалистам не остается ничего иного, как попытаться взять полноту власти в стране, минимизировав при этом участие ДПМ в управлении государством. Тогда они получат целый год для того, чтобы доказать электорату, что они способны навести порядок в стране и улучшить жизнь граждан. Однако они хорошо понимают, что легкой прогулки не получится. Против них будет работать мощная и опытная оппозиция в лице АКУМ, пользующаяся поддержкой Румынии, США и ЕС. К оппозиции готов присоединиться Ренато Усатый и «Наша партия», показавшие хорошие результаты на местных выборах. Непредсказуемой остается и позиция Демпартии, которая способна пойти на сговор с АКУМ против ПСРМ для того, чтобы вернуться во власть, имея благословение Запада.
Рассчитывать на спокойную работу в таких условиях социалистам не приходится, при этом они вряд ли хотят брать на себя полноту ответственности за положение в стране. Но если они этого не сделают, то впереди Молдову ожидают досрочные парламентские выборы. По их итогам социалисты вновь окажутся в оппозиции. АКУМ снова сможет получить контроль над правительством, но уже при помощи ДПМ, а потом, на президентских выборах 2020 года Санду, имея западную поддержку и образ непогрешимого политика, окончательно вытеснит социалистов на задворки политической жизни РМ.