Фото: Sputnik Молдова
ВОЗНЯ С ЗАМКОМ НА ЯЩИКЕ ПАНДОРЫ
Доктор истории Петр Шорников – о решении Конституционного суда РМ от 4 июня и о нарушении Молдовой норм международного права.
Политическая практика конца ХХ века обогатила политологию пугающими терминами «этническая агрессия», «этноликвидация», «этноцид». Первые два – балканского происхождения, они связаны с событиями в Косово и Славонии, сербское население которых было изгнано с родной земли иноэтничными войсками и вооруженными бандами. Законы о языковом режиме, принятые в союзных республиках СССР в 1989 году, были задуманы как инструмент социальной маргинализации их «нетитульного» населения по языковому критерию, отстранения национальных меньшинств от участия в ведении государственных дел, осложнили им доступ к государственной службе и в ряд сфер деятельности. Принятие законов о языке узаконило социальную дискриминацию граждан под языковым предлогом.
Исполнение этих законов открыло ящик Пандоры. Оно привело к межнациональным конфликтам, не урегулированным и поныне, насильственной миграции миллионов граждан, возникновению непризнанных государств, серии региональных гражданских войн, разрушению экономики, здравоохранения, науки, культуры. Прискорбный опыт этого плана имеется и у полиэтничной, в основном двуязычной Молдавии.
Однако в середине 90-х годов гарантия сохранения, развития и функционирования русского и других языков была закреплена в Конституции Республики Молдова и ряде законов. Статья 16 Конституции гарантирует права национальных меньшинств: все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения. Государственный статус молдавского языка и статус русского языка как языка межнационального общения стал основой общенационального консенсуса и способствовал стабилизации существующей молдавской государственности.
Судьи Конституционного суда Республики Молдова не могут этого не знать. Тем не менее, 4 июня 2018 г. КС признал устаревшим Закон №3465 от 01.09.1989 “О функционировании языков на территории Молдавской ССР”, который наделял русский язык статусом языка межнационального общения, а также гарантировал использование украинского, русского, болгарского, иврит, идиш, цыганского языков, языков других этнических групп, проживающих на территории республики, для удовлетворения национально-культурных потребностей.
Решение КС принято по запросу партии, открыто выступающей за демонтаж молдавской этнокультурной идентичности и ликвидацию Республики Молдова как суверенного государства. Политические цели этого формирования очевидны. Но почему толкают страну на грабли 1989 года члены Конституционного суда? Не влияет ли на решения КС то обстоятельство, что большинство судей являются гражданами иностранного государства?
Решение КС противоречит ратифицированным Молдовой международным актам о правах национальных и языковых меньшинств и региональных сообществ.
Всеобщая декларация прав человека объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинстве и правах (ст. 1) независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения. Признание равных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территории которой индивид проживает (ст. 2). Декларацией установлено право на образование, на культурную жизнь, право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, а также право равного доступа к государственной службе в собственной стране, право на труд, на свободный выбор работы и равную за нее оплату (ст. 23).
В статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах подтверждается приверженность стран - участников уважению к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных мировоззрений или иных убеждений, сословного или имущественного положения. Каждый гражданин, гласит статья 25, должен иметь без какой бы то ни было дискриминации право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Заслуживают упоминания и другие международные акты, также ратифицированные Молдовой:
- «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам»;
- «Конвенция о правах ребенка»; ее статьи 1,8, 17, 29, 30, 40 непосредственно затрагивают права национальных меньшинств;
- «Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации»;
- Документ Копенгагенского совещания. Его статьи 31, 32, 32.1, 32.2, 34 предусматривают обеспечение национального равноправия граждан;
- Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 15.12.1960 г. (вступила в силу 17 июня 1993г);
- Парижская Хартия для Новой Европы, в которой наиболее важным для Молдовы являлся параграф «Права человека, демократия и правовое государство»;
Молдова присоединилась также к Документу Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года; наиболее важными для защиты национального равноправия в Молдавии были статьи 31, 32, 31.1, 32.2, 34.
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.
- «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в которой наиболее значимой является статья 14;
-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Из положений Конституции Республики Молдова (ст. 4), а также из Постановления Конституционного суда № 55 от 14 октября 1999 года «О толковании некоторых положений статьи 4 Конституции Республики Молдова» следует, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является составной частью внутренней правовой системы и применима напрямую, как и другие законы РМ, с той лишь разницей, что Европейская конвенция пользуется приоритетом перед любыми другими внутренними законами, противоречащими ей.
Присоединившись к международным актам, государство обязалось:
- обеспечить защиту национальной самобытности каждого из национальных сообществ Молдавии и создать условия для ее сохранения и развития;
- уважать право меньшинств на участие в социальной, экономической, политической жизни, включая отношения с государственными учреждениями;
- оградить меньшинства от национальной дискриминации, включая право на воспитание детей, получение образования и информации на родном языке, сохранение имен и фамилий в соответствии с нормами родного языка, использование родного языка в суде.
Недостатком ратифицированных Молдовой международных актов является их рамочный, рекомендательный характер и, главное, ориентация на защиту индивидуальных прав граждан, а не коллективных прав национальных и лингвистических сообществ. Пробел в международном и национальном законодательстве позволил противникам национального равноправия внести в Закон об удостоверяющих личность документах Национальной паспортной системы поправку, лишающую граждан Молдовы права на отчество; прекращена выдача внутренних двуязычных удостоверений. Меру можно квалифицировать как покушение на национальную идентичность ряда национальных сообществ Молдавии, подходящую под понятие «этноцид». Протесты общественности не возымели следствий, а депутат – инициатор этой поправки награждена высшим орденом Румынии.
О том, ужесточения какой массы законов потребует решение Конституционного суда РМ, можно судить по следующему списку, возможно, неполному:
Конституция Республики Молдова;
Закон о функционировании языков на территории Республики Молдова;
Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций;
Закон о культуре;
Закон об образовании;
Закон об охране памятников;
Закон о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов;
Закон о телевидении и радио;
Закон о печати;
Закон об издательском деле;
Закон о культах;
Закон об актах гражданского состояния;
Закон об общественных объединениях;
Закон о благотворительности и спонсорстве;
Кодекс о выборах;
Закон о судоустройстве;
Закон о Правительстве;
Уголовный Кодекс;
Кодекс об административных правонарушениях;
Местный закон Гагаузии о порядке опубликования и вступления в силу официальных актов;
Местный закон Гагаузии о функционировании языков на территории Гагаузии (Гагауз Ери).
Использование Конституционного суда в целях внутриполитической дестабилизации подтверждает необходимость принятия закона Республики Молдова о запрете служащим с двойным гражданством занимать государственные посты.