top of page
dolgi.JPG
ТУАЛЕТ В КОНЦЕ КОРИДОРА. В ПМР МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО УЖЕСТОЧИТЬСЯ БОРЬБА С НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЗА КОММУНАЛКУ

В Приднестровье решают, что делать с теми, кто систематически не платит за коммунальные услуги. Проблема давно назрела, долги накапливаются, предприятия-поставщики терпят ущерб. В Верховном Совете этот вопрос обсудили на слушаниях «Методы борьбы с неплательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги: радикальные или толерантные». Большинство выступавших высказались за достаточно жесткие меры.

 

СУД НЕ РЕШАЕТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

 

Заместитель председателя парламентского комитета по государственной региональной политике Антон Онуфриенко, открывая слушания, привел неутешительные данные: сумма долга населения за «коммуналку» составляет примерно 160 миллионов рублей, в том числе 102 миллиона – задолженность предприятиям-естественным монополиям.

 

«Должников, которые имеют задолженность свыше трех лет, – около 60%. Возможно, это уже невозвратные суммы», - рассказал он.  

 

Депутат напомнил участникам встречи, что в Верховном Совете тема долгов и неплатежей в коммунальной сфере обсуждается часто. В прошлом году был принят ряд законов - «не самых жестких, но дающих сигнал гражданам, что нужно рассчитываться». В частности, был увеличен размер пени для должников, введены прямые расчеты по договорам с поставщиками коммунальных услуг.

 

При этом любые непопулярные меры, «закручивание гаек», как отметил Онуфриенко, традиционно критикуется многими депутатами, которые ссылаются на низкие зарплаты и пенсии большинства населения.

 

Однако очень часто системные неплательщики – это те, у кого с доходами как раз все в порядке, которые знают юридические тонкости и пытаются уйти от своих обязательств, констатировал депутат. Такие граждане знают, что существует срок исковой давности по взысканию долгов за услуги ЖКХ (кстати, он недавно был увеличен с 3 до 5 лет), на уговоры председателей кооперативов и ТСЖ не реагируют, надолго уезжают.  

 

По словам представителей жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, пенсионеры – самые дисциплинированные плательщики – нередко вынуждены перекрывать долги тех, кто «катается на такси, ездит на шашлыки и на моря, и это просто страшно».

 

Председатель одного из бендерских кооперативов Валентина Борец попросила представителей органов власти упростить процедуру подачи иска в суд. «Соберем документы по должнику, а нам их возвращают, говорят, что неправильно составлены. Нанять юриста, который бы защищал интересы кооператива, мы не в состоянии», - посетовала она.

 

Предлагалось также более слаженно работать с судебными исполнителями, привлекать к решению вопроса участковых милиционеров, Регистрационную палату.  

 

Больше всего население задолжало тепловикам. Генеральный директор МГУП «Тирастеплоэнерго» Олег Ищенко сообщил, что долги предприятию составляют около 55 миллионов рублей, при этом по 35-ти из них есть решения суда по взысканию.

 

Однако суд не решает всех проблем. По данным Антона Онуфриенко, на основании судебных решений удается вернуть лишь около 20% того, что должны коммунальщикам потребители. 

 

«Когда кооперативы, ТСЖ, коммунальные предприятия обращаются в суд и получают его решение, судебные исполнители часто не могут выполнить его: либо у должника единственное жилье, либо взять нечего», - сказал депутат. Он призвал участников слушаний предложить способы решения проблемы и при этом «подойти к вопросу осторожно, не стричь всех под одну гребенку».

 

«ГДЕ ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ БОРЬБА С ДОЛЖНИКАМИ?»

 

Парламентарий Григорий Дьяченко указал здесь на недочеты в работе правительства. По его словам, у исполнительного органа нет ни одного нормативного акта по системной работе с неплательщиками.

 

«К примеру, надо прописать, что если долг составляет 500 рублей, подается исковое заявление в суд, если долг – тысяча или полторы [тысячи], то прекращается оказание услуг. Что вам мешает это сделать? Нет также нормативного акта о том, как зайти в закрытую квартиру. На округах часто сталкиваются с этой проблемой, например, при запуске тепла», - отметил депутат.

 

Дьяченко напомнил также, что в 1990-е годы администрации городов и районов курировали работу жилтовариществ. Такие же службы, полагает он, нужны и сегодня. Они могли бы, например, оказывать помощь в составлении исковых заявлений в суд, которая стала бы в итоге «помощью всему государству».   

 

Кроме того, депутат считает, что приднестровские СМИ мало рассказывают о проблеме. «Любую работу необходимо красиво представить. Где показательная борьба с неплательщиками?» - поинтересовался он.

 

Министр экономического развития ПМР, первый вице-премьер Сергей Оболоник признал, что инструментарий для решения проблемы у государства есть (предприятия коммунальной сферы обращаются в суды, работают судебные исполнители), но в целом эффективность работы весьма невелика.

 

«Из стомиллионной задолженности естественным монополиям взыскано исторических долгов за прошлый год на 4 миллиона. Это очень мало», - сказал он.

 

К примеру, начисление пени – «мера, при рациональном мышлении стимулирующая к погашению долга», на деле скорее ведет к приращению задолженности, отмечает вице-премьер.      

 

«Начислена пеня на 24 тысячи рублей по 23 лицевым счетам, а погашено всего 4600. В итоге мы при реализации механизма пени увеличили непогашенную задолженность на 20 тысяч рублей», - пояснил Оболоник. 

 

Плохо работает и ограничение выезда для должников за пределы республики. Так, по информации вице-премьера, в 2019 году при 942 обращениях в судебные органы по взысканию задолженности в принудительном порядке число должников, в отношении которых было применено временное ограничение, составило всего 267 человек.

 

Начальник госслужбы судебных исполнителей Валентин Грабко, кстати, объяснил, что с применением этой меры воздействия есть трудности: действует упрощенный порядок пересечения границы, и никто не фиксирует перемещение приднестровцев на общественном транспорте – они легко могут выехать в Молдову.

 

Не представляется также возможным взыскать долги по «коммуналке» с асоциальных граждан, которые не трудоустроены и у которых нет имущества, добавил Грабко.   

 

САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

 

Сергей Оболоник отметил, что судебные исполнители по сложившейся практике обращают взыскание на низколиквидное имущество, а нужно заниматься «более существенными активами». «Мягкой мерой» в этом плане могло бы стать наложение ареста на недвижимое имущество в судебном порядке и ограничение права собственника распоряжаться своей недвижимостью - без лишения права собственности. Вице-премьер допускает и применение такой меры, как выселение должника на основании решения суда.

 

Об этом же говорил председатель Верховного Совета Александр Коршунов. Он констатировал, что существующие механизмы не позволяют снять остроту проблемы.   

 

«Динамики снижения задолженности нет, все, что реализовано сегодня в действующем законодательстве, не позволяет сломать тренд на увеличение долгов, значит, где-то мы недорабатываем… Наверное, пришло время говорить о том, что человек по своим обязательствам должен отвечать всем имуществом, а не только движимым», - сказал спикер. Он, правда, предположил, что «радикальные способы [решения проблемы с неплательщиками] в республике скорее всего не будут поддержаны парламентом».

 

Глава госадминистрации Тирасполя и Днестровска Олег Довгопол категорично выступил за принятие кардинальных мер к должникам. Он считает, что стоит разрешить продавать жилье гражданина в счет уплаты долга.

 

«Для того чтобы не лишать человека последнего жилья, – это запрещено Конституцией, - нужно реализовать проект по созданию переселенческого фонда – общежитий, куда можно было бы переселять таких людей. Делать это нужно только по решению суда, а на случай, если лицо находится в трудной ситуации по не зависящим от него причинам, если речь идет об инвалидах, о малоимущих, в бюджете есть средства (как, например, в Тирасполе) для помощи таким категориям граждан», - сказал глава столицы.  

 

Он отметил, что если человек не может погасить долг, но готов это сделать, снабжающая организация применяет рассрочку, частичное списание долга – такая практика есть. А вот с теми, кто не платил и не собирается, Олег Довгопол предлагает не церемониться.

 

«Мы говорим именно о злостных неплательщиках, которые игнорируют требования закона и нормальную логику взаимоотношений с соседями, фактически перекладывая на них бремя своих долгов. Здесь нужна продажа жилья и переселение в общежитие с минимальным набором удобств – туалет в конце коридора, одна кухня на 20 комнат и 6-8 квадратов для проживания. Вот, на мой взгляд, самый действенный метод», - заявил глава Тирасполя.

 

А если еще все это как следует осветить в СМИ, то уже после выселения одного-двух злостных неплательщиков будет эффект, уверен Довгопол.

 

По словам Антона Онуфриенко, в комитете по государственной региональной политике «признают, что необходимо затягивать гайки, потому что иначе мы просто никогда этих денег [долгов] не увидим». «Но здесь нам всем вместе нужно будет стараться соблюсти баланс, потому что нельзя забывать, что в этой сфере могут быть и политические риски… Мы не должны провоцировать какую-то международную правовую организацию писать, например, в ООН какие-то жалобы на нас», - сказал депутат.

 

Тем не менее он пообещал, что уже «в ближайшее время будут предложены серьезные изменения в законодательство», касающиеся борьбы с неплательщиками.

bottom of page