top of page
disklub2019.jpg
О ЛИБЕРАЛАХ, КОНСЕРВАТОРАХ, ДОДОНЕ И ВОРОНИНЕ. ИСПИРР ПРОВЕЛ ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

Посвящено оно было политическим итогам 2019 года для Приднестровья, а также тому, какие вызовы и возможности может принести республике наступающий год.

«ОНИ НЕ ПРО ПОЛИТИКУ»

Все началось с презентации директора программ ИСПИРР Веры Табак, которая продолжает исследовать современные внутриполитические процессы в ПМР. Она рассказала о некоторых своих предварительных выводах по результатам анализа того, что происходило в 2018-2019 годах.

Одна из тенденций, по ее словам, - окончательный переход от политики к административному управлению. «Закончилась борьба законодательной власти, с одной стороны, и исполнительной власти и президента, с другой. И вся политическая энергия сместилась на уровень рабочих отношений между правительством, Верховным Советом и президентом. Также появилась возможность уделять внимание взаимодействию с общественными объединениями. Но повторюсь – это уже не политический, а управленческий и административный процесс», - сказала Вера Табак.

Также, согласно ее оценкам, роль Верховного Совета ПМР в политической системе в последнее время несколько понизилась – парламент принял на себя роль «второй скрипки» на фоне президента и правительства.

Директор программ ИСПИРР разделяет нынешнюю приднестровскую политическую элиту на две условные группы – «консерваторов», тех, кто начинал свою деятельность еще в период нахождения у власти Игоря Смирнова (1991 – 2011) и «либералов». «Либералы – это современная элита, менеджеры, другой тип людей, с другими ценностями. Они не про политику, а про административные технологии и механизмы», - обратила внимание эксперт.

Оппозиции как политической силы в Приднестровье сегодня не существует, хотя есть отдельные несогласные с политикой нынешней власти. «Соответственно, внутриполитический процесс тоже отсутствует, а есть рыночно-государственный менеджмент. Базовые вопросы, которые призваны создать понимание политической системы, не обсуждаются с гражданским обществом», - отметила Вера Табак.

 

DSCF0061.JPG
DSCF0048.JPG
DSCF0063.JPG
IMG_20191223_184632.jpg

По ее мнению, некоторые пункты Стратегии развития Приднестровья 2019-2026, допускающие двойное толкование, стоит доработать. «В процессе исследования были обнаружены разногласия между рядом положений, содержащихся в базовых юридических документах, и они должны быть преодолены», - считает директор программ ИСПИРР.

Результаты исследования планируется направить в качестве рекомендаций в органы управления республики.


Экс-министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак спросил, как Вера Табак оценивает перспективы взаимодействия политической элиты с такими институтами гражданского общества, как Общеприднестровский народный форум (ОНФ), а также Общественная палата.

«Если говорить о тех организациях, которые созданы «сверху», например, ОНФ, то кроме того, что уже происходит, ничего ожидать и не приходится. То есть они будут выполнять роль вспомогательного органа, оказывающего информационную поддержку проводимой властями политике. Что же касается организаций, которые не связаны с властью и существуют за счет иных источников финансирования, то обратите внимание: на встречах [представителей власти] с ними никогда не поднимаются политические вопросы, никогда не обсуждаются сложные темы.  В основном эти организации интересует собственный статус, какие-то их узкие права», - подчеркнула директор программ Института.

«ГАЙДАР ТАМ ОТДЫХАЕТ»

Первый министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай по ряду моментов не согласился с Верой Табак. В частности, он не считает, что экс-президента Игоря Смирнова и тех, кто пришел в местную политику в 90-х и «нулевых» годах, можно однозначно причислять к «консерваторам». Напротив – по мнению Лицкая, Смирнов был как раз во главе лагеря «либералов», «разогнавших всех реальных консерваторов на парламентских выборах 2000 года и президентских выборах 2001 года». «После этого он провел чудо-реформы либерального толка, приватизацию на суперлиберальных основаниях. Гайдар там отдыхает. И в этом государстве мы сейчас и живем, так как больше никто в принципе ничего не менял. Смирнов просто был либералом первой волны, а сегодняшняя власть – либералы второй волны», - сказал Лицкай.

Не разделяет он и вывода о том, что в ПМР сегодня нет внутриполитического процесса как такового. «Политика – это борьба организованных групп за власть. Такая борьба бывает двух видов: публичная, как в США, и непубличная, как, например, в Китае. В Китае что же, нет борьбы за власть между различными группировками? Есть, и насмерть. Тот факт, что иностранные наблюдатели ничего этого не видят, не говорит о том, что этого нет», - подчеркнул первый глава приднестровского МИД.

По его словам, в Приднестровье закрытая политическая система [т.е. условно «китайского» типа – прим. ред.]. «Мы увидим ее за 3 месяца до выборов. В сущности, у нас так и не было никогда, чтобы политическая элита бежала рассказывать ученым и журналистам о том, как она борется», - заметил Лицкай.

 

DSCF0059.JPG
IMG_20191223_184505.jpg

Научный руководитель Тираспольской школы политических исследований (ТШПИ) Анатолий Дирун, остановившись на Стратегии развития Приднестровья 2019-2026, посетовал, что она не дает ответа, пожалуй, на главный вопрос – о социально-экономическом будущем республики.

«В Стратегии, как правило, закладываются ориентиры, когда экономика и общество должны выйти на те или иные позиции. В приднестровском же документе подобные цифры не указаны… Что будет с Приднестровьем через 10-15 лет? Каким будет уровень благосостояния общества? Какое вообще общество мы строим? Ответов на эти вопросы нет, дискуссии, волнующие людей, в Стратегии не отражены. В Приднестровье нет политической борьбы с точки зрения смыслообразования и предложения модели развития будущего», - констатировал Дирун.

Он считает «непроработанным» решение о сокращении численности Верховного Совета с 43 до 33 депутатов. Перед выборами-2020, в условиях, когда количество мест в законодательном органе уменьшилось, и Анатолий Дирун, и Валерий Лицкай прогнозируют достаточно жесткую борьбу между нынешними парламентариями за сохранение «места под солнцем». По мнению обоих экспертов, эта борьба сегодня уже идет.

«КАК ГРОССМЕЙСТЕР В ВАСЮКАХ»

На второй части дискуссионного клуба состоялся разговор о проблемах переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Директор ИСПИРР Игорь Шорников, напомнив, что за год в Молдове сменились три вице-премьера по реинтеграции, отметил, что нынешний политпредставитель Александр Фленкя пока выглядит не очень сильным переговорщиком. Однако в то же время случайных людей на приднестровском направлении у Кишинева не бывает.

«То, что Молдова сделала такой «подарок» Приднестровью - в виде замены Василия Шовы, может быть частью смены ее стратегии. За время своей работы в формате «5+2» [Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, Евросоюз, США] Шова смог убедиться, что этот формат – меч обоюдоострый и не всегда его можно использовать против Приднестровья. На нынешнем этапе конъюнктура уже не так благоприятна, а потому Кишинев, возможно, сейчас намеренно тормозит работу «5+2», - предположил Шорников.

По его словам, нынешнему президенту РМ Игорю Додону перед выборами в 2020 году понадобятся успехи в процессе урегулирования. Потому центр тяжести молдо-приднестровского диалога сейчас может сместиться в формат «1+1», на уровень глав РМ и ПМР, а формат «5+2» пока отойдет на второй план. Но после выборов, независимо от их результата, он, скорее всего, вновь вернет себе статус безальтернативной переговорной площадки. Опять же в зависимости от международной конъюнктуры Молдова либо будет использовать этот формат против Приднестровья, либо станет саботировать его.

«У нас до сих пор бытует миф о том, что Тирасполь может с помощью дипломатической игры оказать давление на Кишинев при помощи международных посредников. Теоретически это возможно, однако на практике, когда Кишинев оказывается в невыгодной для себя позиции, молдавский политпредставитель, как известный гроссмейстер в Васюках, вполне может бросить шахматные фигуры в лицо своему визави и сбежать с переговоров, как это было, например, в 2006 году», - подчеркнул руководитель ИСПИРР.

Он убежден, что вместо формата «5+2» Тирасполю надо продвигать альтернативные переговорные площадки, одной из которых как раз могут стать встречи президентов Молдовы и Приднестровья.

«А ОН КОФЕ ПИЛ И ЗАРПЛАТУ ПОЛУЧАЛ»

Владимир Ястребчак обратил внимание на то, что «к 2020 году в Молдове складывается ситуация 2001 года, когда президент РМ начинает обладать реальными полномочиями». «Надо ли [Приднестровью] этим воспользоваться? Надо», - убежден бывший министр иностранных дел.

 

Он так же, как и Игорь Шорников, считает, что упор в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем в будущем году может переместиться на уровень президентов ПМР и РМ. Разделяет Владимир Ястребчак и мнение о том, что Тирасполю нужно инициировать и пытаться продвигать новые форматы переговоров. Только так Приднестровье сможет усиливать свое влияние в переговорном процессе. «Надо сидеть в Москве и из Москвы предлагать встретиться на уровне трех политических представителей [России, Молдовы и Приднестровья]. А в Киеве, может быть, предлагать встретиться на уровне четырех спецпредставителей [России, Украины, Молдовы и Приднестровья]», - полагает эксперт.

По прогнозам Валерия Лицкая, 2020 год может стать плохим временем для молдо-приднестровского диалога. Лицкай тоже проводит аналогии с концом 90-х-началом 2000-х годов, когда к власти в РМ пришел Владимир Воронин.

«Первое, что он [Воронин] сделал, - пошел на нас в лоб. У нас началось, если применить терминологию рыцарей – melee, у русских это называется проще – «мочилово». И продолжалось оно лет семь без перерыва. Сейчас картина идентична. Додон обязательно пойдет на ПМР всей силой. Как будут наши справляться? Поживем - увидим», - сказал Лицкай.

По его словам, молдавскому президенту в 2020 году, безусловно, будут нужны успехи на приднестровском направлении, однако в то же время «он не может предстать в роли слабака, который идет на поводу и балует «приднестровских сепаратистов», поэтому через раз он [Додон] будет нас [Приднестровье] «воспитывать».

Ситуация усугубляется тем, что разрушена связка стран-гарантов молдо-приднестровского урегулирования – России и Украины, и Украина в будущем году может полностью принять сторону Молдовы.

Формат «5+2» Валерий Лицкай назвал «дохлой лошадью». Экс-министр считает, что политпредставители сторон в этом формате «надувают публику», поскольку у них нет полномочий ни подписывать серьезные документы, ни тем более их выполнять. «Успехи в переговорном процессе за последнее время были, но в каком формате они были? В формате «1+1». Молдова и Приднестровье садились и подписывали. А «5+2» в это время где был? А он кофе пил и зарплату получал», - добавил Лицкай.

Наконец, он склонен полагать, что уход Василия Шовы с поста вице-премьера по реинтеграции РМ и назначение его советником президента по политическим вопросам и реинтеграции – это скорее как раз повышение, а не понижение. «В Молдове сейчас очень сильны позиции президента, и человек, который сидит рядом с президентом, по должности старше десяти вице-премьеров. Александр Фленкя будет выполнять все, что говорит Шова», - убежден Валерий Лицкай. 

bottom of page