Фото: ИА "Новости Приднестровья"
НИ СОЦИАЛИЗМА, НИ КАПИТАЛИЗМА. ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ПОДВЕЛ ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Глава Приднестровья Вадим Красносельский дал пресс-конференцию, на которой рассказал о результатах первого года своего президентства. ИСПИРР отобрал в ней несколько интересных моментов.
«Нет такого механизма, когда олигархи решают»
Пресс-конференция уже по традиции началась с внешней политики. Вадима Красносельского спросили, как он оценивает те договоренности, которые были подписаны Кишиневом и Тирасполем 25 ноября, накануне встречи в формате «5+2» в Вене. Президент отметил, что апостилирование дипломов Приднестровского госуниверситета даст возможность молодым людям работать и продолжать обучение за рубежом. А соглашение, касающееся взаимодействия в сфере телекоммуникаций и электросвязи, снижает риск информационной изоляции Приднестровья.
Вадим Красносельский напомнил, что перед этим стороны договорились еще об открытии моста через Днестр в районе сел Гура-Быкулуй и Бычок. Был подписан документ, фиксирующий, что мост не может использоваться в военных целях.
«Все это - не сдача, а, наоборот, укрепление наших интересов и нашей государственности», - считает приднестровский президент.
Он отверг версию о том, что за достигнутыми договоренностями стоят молдавский бизнесмен Владимир Плахотнюк и президент холдинга «Шериф» Виктор Гушан. «Пошли спекуляции о том, что это олигархи решили. Да нет. Нет такого механизма, когда олигархи решают. Это решила команда: и МИД, и рабочие группы совместно с президентом. Все работали не покладая рук», - пояснил Красносельский.
«Экономика привыкла, и мы поняли, что всё»
Как только окончился внешнеполитический блок, президента спросили о курсе приднестровского рубля. Он пообещал, что до конца нынешнего года курс изменяться уже не будет. «А следующий год покажет», - неопределенно добавил Красносельский, заверив, однако, что он будет «настаивать на сохранении стабильности».
По его словам, «мы реально хотели видеть курс стабильным и не сразу стали девальвировать рубль». «Но мы оказались заложниками ранее принятых решений. В прошлом году курс доллара был незаконно поднят до 17-18 рублей (при экс-президенте Евгении Шевчуке произошел рост курса на теневом рынке – прим. ред.), и экономика привыкла к этому курсу. И когда мы начали двигать его вспять, то стали, по большому счету, ломать экономику, а это уже негативно сказалось и на экспорте, и на импорте. Экономика привыкла, и мы поняли, что всё», - объяснил Вадим Красносельский.
В этих условиях новая власть, подчеркнул он, не стала обесценивать местную валюту до уровня 17-18 рублей за доллар, но на определенную девальвацию все же пришлось пойти. Официальный курс сначала составил 15 рублей за доллар, а сейчас – 15,5. Наличную американскую валюту в обменных кассах сегодня можно приобрести по курсу 16,3 руб./USD.
«Кто об этом думает? А вот президент думает»
Обозреватель Первого Приднестровского телеканала Александр Лагутин, отметив, что инфляцию сильно «разгоняет» повышение цен на горюче-смазочные материалы, на пресс-конференции предложил: может, эти цены сдерживать, чтобы замедлить инфляционные процессы?
«Может быть, Александр», - поначалу согласился с ним президент. Но потом обратил внимание: стоимость ГСМ растет везде – и в России, и на Украине, и в Молдове. «При этом бензин и дизельное топливо в ПМР сегодня на 3-7% дешевле, чем в соседних странах», - добавил глава республики.
По его словам, если приднестровские цены на топливо будут слишком уж низкими по сравнению с соседями, на внутреннем рынке возникнет дисбаланс спроса и предложения. « К нам просто заедут транспортные средства (а их множество перемещается транзитом), в одночасье заправятся на наших АЗС и оставят нас на зиму без бензина. Учитывая сложности импорта этой продукции и рост цен на нее, мы сами проиграем. Но кто об этом думает? А вот президент думает. И правительство думает. И те, кто формирует цены, тоже думают – о том, что надо сохранить наш рынок и его обеспеченность», - сказал Вадим Красносельский.
Он согласился с тем, что рост стоимости ГСМ подстегивает инфляцию. «Но это законы рынка, здесь по-другому не поступишь. Будут падать цены у наших соседей – будут падать и у нас», - заверил приднестровский президент.
Индексации – все-таки быть?
Вадим Красносельский рассказал и о новых рабочих местах, которые, по его данным, удалось создать при новой власти за год. Глава республики назвал точную цифру – 2586 рабочих мест, из них 991 – это индивидуальные предприниматели, взявшие в уходящем году патенты. Остальные созданы в торговле и общепите (+427), в промышленности (+289), в сельском хозяйстве (+240), на транспорте (+87), в строительстве (+60) и других отраслях. 92 новых рабочих места, по словам президента, появились и в традиционно высокооплачиваемой банковской сфере.
Главным успехом при этом он назвал сохранение трех тысяч рабочих мест на Молдавском металлургическом заводе и Приднестровской железной дороге.
Корреспондент РИА «Новости» Владимир Сандуца поинтересовался у Красносельского, в какой степени власти ПМР, учитывая сложную ситуацию в республике, рассчитывают на финансовую помощь России. «В России непросто принимаются эти решения, есть свои сложности бюрократического характера. Я думаю, что в любом случае такая помощь будет, но всему свое время», - ответил приднестровский президент.
При этом он вновь высказался за индексацию в 2018 году зарплат бюджетникам и пенсий на 7%. Также Вадим Красносельский пообещал, что и в наступающем году для пенсионеров и малоимущих сохранится бесплатный природный газ.
Он повторил, что Приднестровье строит «социально-ориентированное государство с рыночной формой экономики». «Мы не построим, конечно, социализм в его классическом выражении, но не придем и к классическому капитализму», - уточнил глава ПМР.