top of page
markedonov.jpg

Фото: izborsk.md

КИШИНЕВ-МОСКВА: ПЕРСПЕКТИВА ВНУШАЕТ ОПТИМИЗМ, НО ЕСТЬ НЮАНСЫ

Автор - Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО

 

20 ноября состоялся визит премьер-министра Республики Молдова Иона Кику в Москву. Его программа была до предела насыщена. Она включала встречи с российским коллегой Кику Дмитрием Медведевым и руководством «Газпрома».

  

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ВИЗИТ

 

Ноябрьский визит главы молдавского правительства имел в силу ряда причин особое символическое значение. Прежде всего, стоит отметить, что Ион Кику стал первым за семь лет главой кабинета министров Молдовы, который посетил Россию. После того, как в ноябре 2016 года во втором туре президентских выборов молдавским президентом был избран Игорь Додон, в этой стране установилось своеобразное внешнеполитическое двоевластие. Администрация президента всячески подчеркивала необходимость налаживания отношений с Москвой, в то время как правительство выступало за укрепление европейского и североатлантического вектора на международной арене.

 

Для сравнения, предшественница Иона Кику лидер блока «ACUM» Майя Санду за пять месяцев нахождения в должности премьера так ни разу не  побывала в Москве, но посетила Киев, где обсуждала с президентом Владимиром Зеленским установление дополнительных украино-молдавских КПП. В Приднестровье кооперация между Киевом и Кишиневом по данному вопросу воспринимается как инструмент давления на Тирасполь.  Впрочем, и до 2016 года руководители молдавских кабинетов министров не были слишком активны на российском направлении. Таким образом, Кику нарушил некую неписаную традицию.

При этом дополнительный интерес к его визиту был подогрет как минимум двумя обстоятельствами. Нынешний  молдавский премьер работает в этом качестве меньше недели. Он был утвержден в своей должности 14 ноября после отставки прежнего кабинета, получившего вотум недоверия двумя днями раньше. Следовательно, Россия стала первой страной, куда Кику нанес свой зарубежный визит. В этом контексте необходимо сказать несколько слов и о персональном составе нового правительства. Если прежний кабинет был результатом складывания во многом ситуативной «право-левой коалиции», объединенной одной-единственной целью - выведением из политической игры влиятельного молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, то нынешний его состав выглядит гомогенным. Из одиннадцати министров шестеро работали советниками Игоря Додона. Вновь утвержденный министр внутренних дел Павел Войку занимал пост министра обороны в кабинете Майи Санду, но был выдвинут туда соцпартией (ПСРМ). Министр экономики Анатол Усатый до прихода на этот пост работал в администрации Гагаузии (заместителем башкана – главы автономии),  автономии, где также сильны позиции левых сил.

В течение последних нескольких дней российские СМИ активно цитируют комплиментарные оценки ополченцев Донбасса, прозвучавшие несколько лет назад из уст Виктора Гайчука. Этот человек 14 ноября был утвержден министром обороны в кабинете Иона Кику. К слову сказать, он уже не в первый раз занимает данный пост.  В 2001-2004 гг. Гайчук (имевший за плечами опыт офицерской службы в рядах Советской армии) уже возглавлял военное ведомство республики. До своего возвращения в министерское кресло он был советником Игоря Додона по вопросам национальной безопасности.

Означает ли это, что сегодня в Молдове устранено внешнеполитическое двоевластие и впереди Москву и Кишинев ожидает период безоблачных отношений? Хотелось бы дать на поставленный вопрос положительный ответ. Тем паче, что итоги переговоров в российской столице внушают определенный оптимизм. Главы правительств России и Молдовы заявили о возобновлении конструктивного диалога между двумя странами,  а в ходе встречи молдавского премьера с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером были обсуждены вопросы бесперебойных поставок «голубого топлива» в республику. Однако есть определенные нюансы, на которые невозможно закрывать глаза. И было бы полезнее для общего дела обсудить их, что называется, «на берегу» во избежание завышенных ожиданий и, не исключено, разочарований.

    

ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Для понимания сегодняшних реалий весьма полезно обращение к истории  российско-молдавских отношений начала 2000-х годов. Кстати сказать, многие фигуранты процесса сегодняшней нормализации в свое время работали (и не на последних ролях) в команде экс-президента Молдовы Владимира Воронина, который пришел к власти под лозунгами вхождения его страны в Союз России и Белоруссии. Однако результат оказался далеким от тех ожиданий, которые возлагали многие и в Москве, и в Кишиневе. Какие же нюансы следует иметь в виду?

Во-первых, необходимо обратить внимание на особенности формирования нового кабмина. Среди тех, кто поддержал вотум недоверия команде Майи Санду, а затем голосовал за новое правительство, - фракция Демократической партии (ДПМ). Фактически новый кабмин – результат внутрипарламентской коалиции между социалистами и демократами. Между тем ДПМ - та самая партия, которой до недавнего времени руководил опальный олигарх Владимир Плахотнюк и которую он, скорее всего, не привел бы в высший представительный орган власти страны без «смешанной» системы выборов. В свое время эта схема была поддержана социалистами Додона. Среди демократов сегодня такие влиятельные персоны, как экс-премьер Павел Филип, в свое время инициировавший немало шагов на приднестровском направлении, которые трудно было назвать как дружественные по отношению к Москве. Взять хотя бы требования переформатировать миротворческую операцию на Днестре! Конечно, можно сказать, что из «Савлов получаются Павлы». Но все это из области предположений. Пока же очевидно одно: поддержав новый кабинет, демократы будут оказывать на него влияние. И далеко не факт, что вторая после Воронина попытка вывести российско-молдавские отношения на стратегический уровень будет быстро реализована. Спору нет, дорогу осилит идущий. Но, начиная сложный путь, стоит помнить и о возможных оврагах!

 

Между тем незадолго до визита Иона Кику в Москву беглый олигарх Владимир Плахотнюк прервал свое молчание после отъезда из страны и сделал заявление по «текущему моменту». Он расценил отставку кабинета Майи Санду как катастрофический сценарий для Молдовы и как провал курса на евроатлантическую интеграцию.  Плахотнюк призвал политиков из блока «ACUM» прекратить нападки на Демпартию и задуматься о внешнеполитических перспективах страны. Самое время вспомнить метафору известного молдавского политика и дипломата Олега Серебряна о том, что в Молдове действуют не политические, а геополитические партии. Может быть, ДПМ и является ситуативным партнером социалистов. Но ее имидж был слишком связан с прозападным вектором, чтобы так просто отмахнуться от него сегодня.

И СНОВА ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Во-вторых, ключевой темой, на которой в свое время «сломались» коммунисты, выступавшие за сближение с Москвой, остается приднестровское урегулирование. И здесь стоит особо оговориться. Игорь Додон, его советники и министры при всех их комплиментарных оценках выступают с позиций территориальной целостности Молдовы. Для них, как и для их оппонентов, сторонников проевропейских партий, реинтеграция Приднестровья - важный приоритет. Разница в том, что решение этой проблемы они видят в диалоге с Москвой, а не с Брюсселем и Вашингтоном. И в этом плане те же социалисты не слишком расходятся с правыми в оценках возведения совместных с Украиной КПП.

 

В этом контексте риски для сближения между Москвой и Кишиневом присутствуют прежде всего в искусственной возгонке уровня завышенных ожиданий от «прогресса по Приднестровью». Россия, обжегшись уже на «плане Дмитрия Козака» в 2003 году, подходит к любым уступкам крайне осторожно. И уж точно она не заинтересована в превращении идеи прогресса в некий фетиш. Москва призывает к всестороннему учету мнения Приднестровья как участника переговорного процесса, тогда как Кишинев, по крайней мере, до настоящего времени настаивал на том, чтобы Тирасполь следовал за ним, а не соглашался на компромиссы в ходе равноправного диалога. Как следствие, есть опасность резкого разворота президента Молдовы на фоне «разочарований» в позициях РФ и Приднестровья, а также под давлением проевропейских политиков внутри страны и их групп поддержки в ЕС и в США. Красок для поддержки «высоких разочарований» оппоненты не пожалеют, сомневаться не приходится. Тот же блок «ACUM» рано списывать со счетов!

Непраздный вопрос: а что делать, если запрос на нормализацию налицо? Политика - искусство возможного, и идеальных форм для конструктивного прагматичного взаимодействия не найдешь, всегда и во всем будут изъяны. Как бы то ни было, следует адекватно оценивать все имеющиеся сигналы, отсекая стратегические интересы от конъюнктуры. И реагировать на них не с точки зрения того, как нам бы этого хотелось, а как обстоит реальность. Именно осторожная и взвешенная поддержка конструктивных инициатив позволила бы избежать завышенных ожиданий и разочарований. В любом случае, регулярная, и если угодно, рутинная работа на длительную перспективу важнее сиюминутных восторгов.

*Материал является расширенной версией статьи Сергея Маркедонова, подготовленной для Sputnik Молдова 

bottom of page