top of page
presentacia.jpg

Фото Валерия Кругликова

«ИСТОРИЮ МОЛДАВИИ НЕ ПОНЯТЬ БЕЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ». В ТИРАСПОЛЕ ПРЕДСТАВИЛИ НОВУЮ КНИГУ ПЕТРА ШОРНИКОВА

Институт социально-политических исследований и регионального развития провел сегодня презентацию книги доктора истории Петра Шорникова «Народное православие в Молдавии». Издание посвящено 1030-летию Крещения Руси.

 

В презентации (она проходила в столичном Дворце республики) приняли участие доктор исторических наук, профессор, один из ведущих российских историков Владислав Гросул, заведующий кафедрой отечественной истории Приднестровского госуниверситета Николай Бабилунга, начальник госслужбы управления документацией и архивами ПМР Зинаида Тодорашко, руководители музеев, представители Тираспольско-Дубоссарской епархии, Союза русских общин Приднестровья, Черноморского казачьего войска, Международной ассоциации работников культуры и искусства (МАРКИС).

 

Книга Петра Шорникова включила в себя десять очерков о роли православия в молдавской истории - от средних веков и до второй половины XX века. Эта роль традиционно была велика. Как отметил сегодня Владислав Гросул, «историю Молдавии невозможно понять без истории Церкви».

 

Главной заслугой Петра Шорникова российский историк считает глубокое исследование положения Бессарабской православной церкви при румынской оккупации в межвоенный период (1918 – 1940 гг.). «Этот период у нас изучен значительно меньше, нежели история Церкви в Бессарабии в XIX и даже XVIII веках. Петр Михайлович ликвидировал «белое пятно» в исторической науке – показал на конкретном материале, что в оппозиционном антирумынском движении довольно активно участвовали и церковнослужители Бессарабии. Кроме того, большое внимание в книге уделено положению Церкви во время Великой Отечественной войны. Здесь тоже картина нам была не до конца понятна», - подчеркнул Владислав Гросул. Он назвал вышедшее издание событием не только «для Кишинева и Тирасполя», но и в целом для всего макрорегиона.

 

Николай Бабилунга, в свою очередь, рассказал, что, познакомившись с книгой еще в рукописи, он был против термина «народное православие». «С другой стороны, я понимаю и логику автора – православие действительно является силой, способной противостоять губительным тенденциям для наших стран и народов», - добавил ученый.

 

Петр Шорников, поясняя название своей новой книги, отметил, что вера в Бога и православие как таковое не являются собственностью Православной церкви.  «Она должна считаться с убеждениями верующих, своей паствы, и позиция паствы очень часто влияет на позицию Церкви», - констатировал историк, обратив внимание на то, как румынские власти добивались контроля над Бессарабской церковью.

 

«В конце концов в 30-е годы им это вроде бы удалось. Но верующие остались на прежних позициях: они сохраняли верность богослужению по старому стилю, добивались, и даже во время фашистской оккупации, проведения богослужений на церковнославянском языке. Паства, как показала вся история Молдавии периода Великой Отечественной войны, сохранила восточную геополитическую ориентацию, то есть ориентацию на СССР, Россию как на свое государство. Дальше идет в ход уже статистика: румынам удалось мобилизовать в Бессарабии 20 тысяч человек, а в составе Красной Армии воевали более 400 тысяч уроженцев Молдавии. На все это повлияло и народное православие», - считает Петр Шорников.

 

Сам термин, по его словам, впервые употребил молдавский ученый, академик Валерий Пасат применительно к трагическим событиям в селе Рэчула в 1959 году, когда сельчане в течение десяти дней сопротивлялись решению о закрытии советскими властями местного монастыря.

 

Советник архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы Николай Дымченко попросил автора передать несколько экземпляров книги  в том числе и библиотекам крупнейших храмов Приднестровья. «Вышедшая работа будет интересна церковнослужителям, православным людям, культурологам, историкам», - отметил он.

 

Кандидат исторических наук, доцент Приднестровского госуниверситета Петр Шорников является автором нескольких монографий – «Промышленность и рабочий класс Молдавской ССР в годы Великой Отечественной войны» (Кишинев, 1986), «Цена войны» (Кишинев, 1994), «Покушение на статус» (Кишинев, 1997), «Молдавская самобытность» (Тирасполь, 2007), «Поля падения» (Кишинев, 2009), «Бессарабский фронт» (Кишинев, 2010; Тирасполь, 2011), «Молдавия в годы Второй мировой войны» (Кишинев, 2013, 2014). Участвовал в написании коллективных трудов по истории Молдовы и Приднестровья. В 2003 году стал лауреатом государственной премии ПМР в области гуманитарных наук, в 2013-м награжден российским Орденом Дружбы.

bottom of page