Фото: ИА "Новости Приднестровья"
ИГОРЬ ШОРНИКОВ: «РАССМАТРИВАТЬ ИСТОРИЮ ХОЛОКОСТА БЕЗ УЧЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ РУМЫНСКИХ КАРАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНО»
В Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко при участии представителей руководства ПМР, общественных организаций республики, представителей дипломатических миссий, аккредитованных в РМ, а также гостей из Молдовы состоялся международный круглый стол «Холокост в исторической памяти Приднестровья», посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. В его работе принял участие директор ИСПИРР Игорь Шорников, выступивший с докладом «Холокост на территории Буго-Днестровского региона в 1941-1944 гг.».
Игорь Шорников является автором книги «Зондеркоманда в Дубоссарах», посвященной одному из самых страшных эпизодов Холокоста на территории т.н. «Транснистрии», - массовому убийству еврейского населения в Дубоссарах. В этом небольшом городке в период румынской оккупации было расстреляно более 18 000 человек.
В своем докладе автор подчеркнул ценность региональных исследований проблематики Холокоста и рассказал о новейших трудах в этой сфере. Примером основательного подхода в исследовании региональных особенностей трагедии он назвал вышедший недавно двухтомник Изяслава Левита «Шоа-Холокост-Катастрофа: «Еврейский вопрос» в политике диктатуры И. Антонеску». В этом труде подробно и на основании неопровержимых фактов раскрывается участие Румынии в реализации т.н. «окончательного решения еврейского вопроса» в Европе. И. Левит показал, что с приходом к власти правительства Антонеску политика вытеснения евреев из страны, их ограбление и истребление стало первостепенной задачей в контексте программы румынизации.
В Румынии безнаказанные убийства евреев начались еще летом 1940 года – в Галаце были расстреляны евреи-репатрианты из Румынии в СССР, в ряде населенных пунктов Румынии были учинены погромы отступавшими из Северной Буковины и Бессарабии румынскими войсками. За год до начала войны против СССР число убитых евреев в Румынии превысило 800 человек.
Первой крупной акцией по уничтожению евреев, проведенной румынами совместно с немцами, стал погром в Яссах в конце июня – начале июля 1941 года. Тогда погибло, по разным данным, до 15 тысяч человек. Ясский погром стал прелюдией геноцида евреев на территориях, которые вскоре оказались под румынской оккупацией. «Надо иметь в виду, что Антонеску не был психопатом-одиночкой, он отражал воззрения значительной части румынского общества, большей части румынской элиты. Изучение правовых актов того времени показывает, что убийства евреев не были результатом стихийных действий румынских солдат и жандармов, хотя и такие случаи происходили. Это была заранее намеченная руководством Румынии программа геноцида», - подчеркнул Игорь Шорников.
Массовое истребление евреев Бессарабии и Северной Буковины началось сразу же после перехода румынскими войсками советско-румынской границы. Истреблению подверглись все евреи независимо от пола, возраста и политических убеждений, включая младенцев и глубоких стариков. В тесном взаимодействии с румынскими силовиками самое активное участие в истреблении евреев принимали гитлеровские отряды айнзацгруппы «Д».
Геноцид осуществлялся планомерно. На первом этапе жандармские легионы и гитлеровские айнзацкоманды, следовавшие сразу за наступающими войсками, расстреливали евреев, которые не успели эвакуироваться. На втором этапе оккупационные власти проводили работу по выявлению и сбору оставшихся в живых евреев в концентрационных лагерях и гетто. Для узников был установлен жестокий режим непосильного труда и голода. За малейшую провинность расстреливали, многие умирали от болезней. Последний этап геноцида заключался в депортации евреев в Транснистрию – он проводился осенью 1941 года и был продолжен в мае-июне 1942 года.
В Транснистрию было депортировано не менее 150 тысяч евреев из Бессарабии, Буковины, из Старого королевства, Южной Трансильвании и Баната. На территории Буго-Днестровского междуречья до войны проживало более 300 тысяч евреев, 140-150 тысяч из них эвакуироваться не успели. В первые месяцы оккупации эта территория покрылась целой сетью гетто и концентрационных лагерей. За годы оккупации регион был превращен в кладбище для сотен тысяч евреев.
Режим для евреев в лагерях Транснистрии имел свою специфику. Здесь не было газовых камер, специальных печей для сжигания трупов и других технических средств для уничтожения людей, какие были в нацистских лагерях смерти. Евреев просто расстреливали, вешали, взрывали или сжигали в запертых помещениях.
Одна из самых страшных трагедий на территории Транснистрии – расстрелы в Дубоссарах. В течение двух недель немецкая зондеркоманда с помощью румынских жандармов и полицаев расстреляла здесь более 8 тысяч человек. После ухода немцев расстрелы были продолжены. Всего здесь погибло более 18 тысяч евреев.
Страшная судьба постигла евреев Одессы. В 20-х числах октября 1941 года здесь произошла кровавая расправа, жертвами которой стали до 30 тысяч одесских и бессарабских евреев. Заранее было намечено место казни на территории бывшего совхоза «Богдановка» на берегу Буга. Жертвами румынских жандармов и украинских полицаев здесь стали более 50 тысяч евреев. После этого последовали массовые расстрелы в Доманевке и в лагерях близ Николаева. Жертвами стали около 30 тысяч евреев, преимущественно из Одессы.
Десятки тысяч погибли не от расстрелов, а от голода, холода, изнурительного труда и болезней. В зимнее время люди жили в неотапливаемых помещениях, лишенные медицинской помощи и элементарных гигиенических условий. Подлинными лагерями смерти на территории Транснистрии стали Печора, Акмечетка, торфяные разработки в Тульчинском уезде.
В Румынии, в ее границах на 22 июня 1941 года, в 1940-1944 гг., по данным И. Левита, погибло 22-23 тысячи евреев. На территории Бессарабии и Северной Буковины летом и осенью 1941 года погибло 70-75 тысяч евреев. Наибольшее число погибших – в Транснистрии. В первый год оккупации там погибло 210-220 тысяч евреев. Всего на территориях, находившихся под управлением Бухареста, в годы войны погибло 330-350 тысяч евреев.
Пока Германия добивалась успехов в войне, Румыния строго придерживалась нацистских методов в решении т.н. «еврейского вопроса». Никакие ходатайства зарубежных дипломатов или просьбы лидеров румынской еврейской общины об отказе от политики депортации и истребления не имели действия. Однако коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны заставил румынское руководство пересмотреть свою политику в «еврейском вопросе». Евреев стали считать политическим капиталом, способным стереть преступления прошлого. Но, не прибегая более к практике массовых убийств, румынская администрация не стремилась и спасать жизни оставшихся узников лагерей.
«В массовом сознании крепко укоренился миф о том, что Холокост – это исключительно дело рук гитлеровских карателей и что вообще фашизм – это исключительно германское явление, не свойственное другим европейским государствам. Этот антинаучный миф проникает и в новейшую научную литературу, посвященную изучению Холокоста. Причем это касается не только румынской националистической литературы, оправдывающей злодеяния Антонеску», - обратил внимание Игорь Шорников.
Так, в 2016 году Украинским институтом изучения Холокоста была выпущена в свет фундаментальная монография «Холокост в Украине: рейхскомиссариат «Украина», губернаторство «Транснистрия». Авторы провели анализ большого числа документов из архивов различных стран, многие документы впервые вводят в научный оборот. Это, безусловно, ценный труд, достойный внимания. Однако при рассмотрении Холокоста на территории Транснистрии были допущены грубейшие ошибки.
В румынской зоне оккупации, утверждают авторы, в 1941 – 1944 гг. массовых расстрелов не было. В отличие от немцев, румыны якобы стремились решить «еврейский вопрос» бескровным способом – изоляцией евреев в гетто и лагерях, где они постепенно вымерли бы от голода и болезней.
Для обоснования этого ошибочного тезиса авторы приводят приказ №22 от 11 ноября 1941 г., изданный губернатором Транснистрии профессором Алексяну, о поселении евреев в колониях. В нем говорится о правилах проживания и обязанностях евреев, находящихся на территории генерал-губернаторства. О расстрелах в приказе, разумеется, нет ни слова. И о том, что на территории Транснистрии до 11 ноября 1941 г. было несколько волн геноцида, в ходе которых разными способами были казнены десятки тысяч людей, авторы не сообщают.
Видимо, проблема в том, что они пользуются источниками, предоставленными им румынскими архивами. Однако известно, что в румынских официальных данных того времени, в отличие от немецких, намеренно упускаются сведения о числе убитых. «Пользоваться только этими сведениями - значит искажать картину происшедшего», - считает Игорь Шорников.
Общее число евреев, уничтоженных в Транснистрии, авторы оценивают примерно в 155 тысяч человек, занижая число жертв почти на 100 тысяч. Но и эта чудовищная цифра приводится бездоказательно, без опоры на источники и без каких-либо авторских комментариев, что вполне может ввести читателя в заблуждение: «а был ли Холокост?».
«Касаясь, в частности, вопроса о массовых расстрелах евреев, совершенных румынскими оккупационными властями, достаточно было бы сослаться на книгу «Зондеркоманда в Дубоссарах», первое издание которой вышло в свет в 2013 году и было размещено в свободном доступе в сети Интернет. Однако, представляется, что после выхода в свет фундаментального труда Изяслава Левита рассматривать историю Холокоста без учета преступлений румынских карателей будет уже невозможно», - отметил директор ИСПИРР.