top of page
2018.png

Фото пресс-службы Верховного Совета ПМР

«ЭТО БЫЛ ХОРОШИЙ ГОД». ПРЕМЬЕР АЛЕКСАНДР МАРТЫНОВ ОТЧИТАЛСЯ В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПМР

После полуторачасового доклада у премьера и депутатов состоялся разговор о ситуации в экономике Приднестровья, перспективах ее развития, о том, что волнует каждого жителя республики. Мы выбрали самое интересное.  

БЮДЖЕТНЫЙ МАНЕВР

 

Оценивая итоги работы в 2018 году, председатель правительства назвал это время «хорошим» - по его словам, государству удалось стабилизировать экономическое положение, повысить прозрачность экономики, создать условия для движения вперед. 

 

Как отметил Мартынов, правительство приняло комплекс мер, направленных на развитие экономики. Вот некоторые из них: получили поддержку экспортоориентированные предприятия, привлечены инвесторы (общая сумма инвестиций по всем подписанным документам составила 12,4 миллиона евро), сохранен преференциальный режим торговли с ЕС. 

 

Это дало результат. По итогам 2018 года, сообщил премьер, реальный прирост ВВП составил 3,6%, рост объемов промышленного производства –  8,5% (от уровня 2016 года – 25%), инвестиции выросли в 1,4 раза. Экспорт увеличился на 30%, а бюджетные доходы в сравнении с 2017 годом -  на 14%.  

Александр Мартынов обратил внимание на то, что в 2018 году по инициативе правительства началась реализация «так называемого бюджетного маневра, предусматривающего увеличение доходов, а также расходов на капитальные вложения и развитие экономики, а в конечном счете повышение благосостояния граждан».  «Речь идет о бюджете развития республики, переход к которому в разное время обозначался как одна из важных задач государства», - заявил премьер.

КУДА ПОШЛИ ДЕНЬГИ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ РОСТА ЭКОНОМИКИ

 

Благосостояние большинства жителей республики тем не менее если и выросло, то весьма незначительно. Например, пенсии в номинальном выражении стали больше на 5%, а в долларовом - остались примерно на уровне 2016 года (если исходить из существовавшего на тот момент коммерческого курса доллара в 14,5 руб. /USD). Жалование бюджетников увеличилось примерно на столько же.  Средняя зарплата в реальном секторе экономики возросла с 331 до 380 долларов.

 

Депутат Вадим Кравчук посетовал, что гражданам не очень понятно, почему рост экономики есть, а они этого не ощущают. Премьер объяснил: деньги, полученные в результате роста, пошли на покрытие дефицита бюджета.  Так, по его словам, «в 2017 году необеспеченный дефицит составлял 681 миллион рублей, тогда как в 2018 году он сократился до 161 миллиона – более чем на 500 миллионов рублей, колоссальную сумму».

«Мы ограничили объемы денежной эмиссии, стали жить больше за счет собственных доходов.  Это очень важно, в противном случае параметры валютного курса и инфляции были бы на сегодняшний день совершенно другими», - рассказал Мартынов.  

 

Глава правительства признал, что такие объяснения мало устраивают людей, эти доводы воспринимают далеко не все. 

 

«Многого мы себе позволить не можем, но мы перестаем жить в долг. Человек, конечно, так устроен, что он ищет решение вопроса самым простым и быстрым способом, но в экономике, особенно с учетом имеющихся у нас диспропорций, простых решений нет», - пояснил премьер.      

 

ПОЧЕМУ НУЖНО УМЕНЬШИТЬ КОЛИЧЕСТВО ШКОЛ

 

Говоря о дисбалансах, Александр Мартынов констатировал: расходы на оплату труда в бюджетной сфере по-прежнему «катастрофически замещают собой остальные жизненно важные расходы государства». Особенно остро проблема стоит в образовании и здравоохранении. Доля оплаты труда в составе общих расходов по этим отраслям в 2018 году, согласно данным премьера, колебалась на уровне 72 – 81%.

 

«Это колоссальная диспропорция, нормальное значение не должно превышать 50%», - отметил глава правительства. По его словам, в сфере образования дисбаланс сложился по причине «низкой средней нагрузки на одного учителя ввиду большого количества малокомплектных школ и избыточной школьной сети».  Расходы на организацию учебного процесса в республике чрезмерно высоки, считает премьер. 

 

«Мы проводили анализ в малокомплектных сельских школах. Иногда бывает так, что обслуживающего персонала в школе больше, чем самих учеников. Такая ситуация на сегодняшний день существует, пожалуй, только в Приднестровье. И постоянная индексация зарплаты приведет здесь только к нарастанию диспропорции и росту бюджетного дефицита. В других странах эти проблемы решались за счет оптимизации инфраструктуры. Начиная с 2000 года, в Молдове, к примеру, число школ сокращено на 21%, больниц – на 43%, в Белоруссии – на 36% и 7%, в России – на 38% и 50% соответственно. Сэкономленные деньги там были направлены на снижение бюджетного дефицита, рост зарплат, финансирование других важных статей», - отметил Мартынов.

 

Депутат Андрей Сафонов [бывший министром просвещения ПМР в 90-х годах – прим. ред.], однако, высказался категорически против ликвидации сельских школ. Он убежден, что их важно сохранить как очаги культуры и просвещения на селе. «У нас сохранение села – самая главная задача, и на это должна быть направлена общая работа органов власти», - подчеркнул парламентарий. 

 

ПОЧЕМУ НЕ НАДО СОКРАЩАТЬ ЧИСЛО МИНИСТЕРСТВ

 

Депутаты полагают, что нынешний чиновничий аппарат – два десятка министерств и госслужб, семь госадминистраций городов и районов – слишком велик для такой маленькой республики, как Приднестровье. Лидер парламентской фракции «Обновление» Петр Пасат спросил премьера, не было ли у правительства мыслей сократить, объединить министерства. «Вы, наверное, знаете, что в той же благополучной Швейцарии кабинет министров состоит всего лишь из 7 человек, и они успешно работают», - привел пример депутат.  

Мысли такие были, рассказал Александр Мартынов, но российские аудиторы, которые специализируются на административной реформе, провели анализ и не согласились с тем, что в Приднестровье излишнее количество министерств. «Мы просчитывали возможность объединения министерств и никакого экономического эффекта не увидели. Расходы на госуправление в Приднестровье составляют всего 2% от ВВП. К сожалению, хоть это и неприятно кому-то слышать, там резерва для экономии нет», - сообщил глава правительства.  

ЗАРПЛАТЫ И ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ

В рамках административной реформы в Приднестровье идет реализация так называемых пилотных проектов в некоторых исполнительных органах власти (это МИД, МВД, минэкономразвития, ряд других министерств и несколько госадминистраций городов и районов). В Верховном Совете эти проекты не раз жестко критиковали – они утверждаются в обход действующего закона об оплате труда бюджетников и нередко приводят к тому, что у отдельных сотрудников министерств жалование больше, чем у президента. 

Но премьер доволен результатами. «Суть проектов – в оптимизации, сокращении численности персонала и увеличении зарплаты без наращивания лимитов по фонду оплаты труда.  Общая численность сокращенных штатных единиц составила около 600. В результате перехода на пилотные проекты получен, на наш взгляд, положительный эффект – повышение престижа работы в органах власти, мотивации к труду, обновление материально-технической базы», - сказал Мартынов. 

Депутат Андрей Сафонов поинтересовался, почему бы государству, «если все пойдет без экстремальных сценариев», не заложить в бюджет 2020 года индексацию для всех бюджетников и пенсионеров. Также он спросил, не планируется ли отказ от пилотных проектов для экономии средств.

Мартынов объяснил: правительство при верстке бюджета всегда исходит из консервативных, то есть пессимистических сценариев и учитывает возможные экономические риски. Так, например, неизвестно, каким будет в следующем году контракт на поставку электроэнергии из Приднестровья в Молдову, от которого во многом зависит наполнение бюджета [обычно контракт заключается в марте-апреле – прим. ред.]. «Пока, учитывая неопределенность, брать на себя повышенные обязательства достаточно опасно», - полагает премьер. А пилотные проекты, по его словам, «доказали свою эффективность – позволили повысить зарплаты, производительность труда, дать качество работы, которого раньше не было». «Если бы не эти проекты, специалисты бы разбежались по другим работам, уехали бы за границу», - убежден глава правительства.

 

О РАБОЧИХ МЕСТАХ И МИГРАЦИИ

 

По словам премьера, рост экономики позитивно повлиял на число рабочих мест в Приднестровье. Согласно данным, которые он привел, за 2,5 года в республике создано 9407 рабочих мест, в том числе 1683 в промышленности. Правда, существенным было и сокращение рабочих мест в это время – на 7851. Таким образом, чистый прирост составил 1556 единиц. А с учетом еще почти 3 тысяч имеющихся на рынке труда вакансий можно говорить, что создано 4,5 тысячи новых рабочих мест, заявил председатель правительства.

Депутат Вадим Левицкий спросил, почему на эти три тысячи вакантных мест люди не идут. С ответом премьеру помогла министр труда и соцзащиты Елена Куличенко. Она объяснила, что причина – в низкой квалификации имеющихся кадров.

«49% в структуре безработных – это граждане, которые длительное время не трудились, им необходима переквалификация, прежде чем идти на производство; у многих из них неполное среднее образование», - констатировала Куличенко.

Рассказал Александр Мартынов и о миграционных потоках. Ссылаясь на официальные статистические данные, сформированные на основе информации МВД, он сообщил, что в 2018 году в ПМР прибыло и встало на учет почти 3,3 тысячи человек, убыло –  более 4,1 тысячи. Приток населения фиксируется преимущественно из Украины и Молдовы, а уезжают люди, как правило, в Россию, Германию, Израиль и Италию.

«По детям и молодым людям в возрасте до 19 лет чистый отток составил 175 человек, что на 60% меньше, чем в 2016 году. По гражданам в возрасте от 19 до 60 лет отток был на уровне 711 человек, это на 27% меньше, чем в 2016 году. Отток трудоспособного населения, по официальным данным, имеет тенденцию к сокращению», - подчеркнул Александр Мартынов.  

 

О ТОМ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

 

Депутаты поделились проблемами своих округов: катастрофически не хватает врачей общей практики. Виталий Калин, например, отметил, что в Рыбнице наблюдается дефицит не только тех же педиатров, но даже фармацевтов.  

 

Глава правительства признал, что в сфере здравоохранения есть серьезные проблемы, которые государство пока решить не смогло. Так, по его словам, «наблюдался массовый отток персонала, не удалось решить кардинально вопрос с оплатой труда, добиться роста качества услуг». Прежнее руководство минздрава было отправлено в отставку, и теперь новая команда готовит масштабные планы преобразований в отрасли. 

По словам Мартынова, уже в этом году будет обновлено оборудование лечебных учреждений, на новый уровень выйдет работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. В следующем году планируется заметно улучшить питание в больницах, пересмотреть систему оплаты труда медиков.

«ЛЮДИ ПО КАРМАНУ ПОСТУЧАТ, А ТАМ ПУСТО»

Парламентарии оценили достижения правительства, о которых рассказал премьер, но им хотелось бы результатов, которые стали бы более ощутимыми для простых граждан.   

 

Депутат Игорь Буга предложил правительству при разработке бюджета-2020 учесть «грядущий двухлетний электоральный цикл», «положительную динамику» (в нынешнем году в республике впервые с 2013 года индексировали зарплаты и пенсии) и запланировать новую индексацию, например, на коэффициент инфляции, а также сохранить нынешний уровень тарифов на услуги ЖКХ. А на случай внешних «рисков» - разработать запасной план. 

 

«Этого [повышения зарплат и пенсий] ждет народ. Иначе люди опять услышат по телевизору, как у нас все хорошо, тут же у себя по карману постучат, а там пусто», - сказал Буга, добавив, что население также ожидает стабильного курса приднестровского рубля.

 

Андрей Сафонов призвал правительство «учитывать геополитическую специфику Приднестровья» и не применять подряд все те экономические рецепты, которые используют «признанные, стабильные страны».

 

Он отметил также, что государство все-таки должно соблюдать действующий закон об оплате труда бюджетников и что «излишнее увлечение пилотными проектами срывает повышение пенсий и зарплат для всех категорий граждан, тех простых людей, которые и определяют судьбу Приднестровья на годы во время голосования».

 

«Когда мы изучаем, что надо делать дальше, нужно тщательно анализировать следующее: все ли рекомендации международных экспертов для нас приемлемы и все ли международные эксперты советуют одинаково полезные вещи. Ведь не секрет, что многие из них исходят из сегодняшних западных стандартов, направленных на уменьшение социальных расходов любой ценой», - подчеркнул Сафонов.

bottom of page