top of page
kids.jpg
«КАКОЕ ПОКОЛЕНИЕ НАС ЗАВТРА ЗАМЕНИТ?». ПАРЛАМЕНТАРИИ ОБСУДИЛИ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ПМР

В Верховном Совете сегодня дискутировали по докладу министерства просвещения «О положении детей в Приднестровской Молдавской Республике в 2017 году». Представление этого документа в парламенте – процедура ежегодная. В нем приводятся основные параметры жизнедеятельности детей (образование, духовное и физическое развитие, здоровье, питание, досуг и т.д.) и предлагаются меры, направленные на то, чтобы улучшить положение юных жителей республики.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

 

Согласно статистическим данным, которые содержатся в докладе, в 2017 году средняя численность детей в возрасте от 0 до 18 лет в Приднестровье составила 83 161 человек, что на 3,6% больше, чем в 2016 году. Доля детей в общей структуре населения (это почти 469 тысяч человек) - всего 17,7%. 

 

В 2017 году в республике родились живыми 4,5 тысячи детей (- 0,3% по сравнению с 2016 годом). Выросла младенческая смертность – 31 случай, на 6 случаев (или практически на 20%) больше, чем в 2016 году.

 

В прошлом году в Приднестровье действовали 158 детских садов,  160 организаций общего образования, 24 организации среднего и высшего профобразования, 13 коррекционных учебных заведений и целая сеть кружков и секций различной направленности. 

 

К 1 января нынешнего года в республике было 3122 ребенка-сироты или оставшихся без попечения родителей. Около половины этих детей находилось на полном гособеспечении. Только лишь 14 ребят было усыновлено. Органы внутренних дел выявили в 2017 году 298 безнадзорных детей.

 

«КОШМАРНОЕ ПАДЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ»

 

Анализ положения детей в Приднестровье в 2017 году обнаружил ряд проблем, по которым парламентарии высказались довольно резко.

 

Председатель парламентского комитета по образованию, науке и культуре, заведующий кафедрой социально-экономической географии и регионоведения естественно-географического факультета Приднестровского госуниверситета Михаил Бурла указал на «кошмарное падение рождаемости». 

 

 

«В прошлом году родилось 4,5 тысячи детей. Если сравнивать с некоторыми показателями предыдущих лет, то это падение в два раза, а по сравнению с 1990-ми годами – в три раза. Вот этим надо заниматься, необходимо принимать меры по стимулированию рождаемости», - заявил депутат.  Он считает, что «нужен механизм максимального закрепления детей на территории Приднестровья». «Речь идет о поступлении в наши вузы, иные профессиональные заведения, чтобы мы детей не теряли. Мы теряем воспроизводство населения, и в будущем ситуация в демографии еще сильнее ухудшится», - прогнозирует Бурла.

 

НИ МОЛДАВСКОГО, НИ УКРАИНСКОГО

 

По мнению депутата Ильи Васильева, республика теряет не только население, но и другое «свое богатство» - мультикультурность: все меньше приднестровских детей учатся на молдавском и украинском языках, которые являются в ПМР официальными наряду с русским. Депутат процитировал главу доклада, где говорится, что в 2017-2018 учебном году в детских садах обучались на русском языке 20 818 детей (92,2%), на молдавском языке – 1 659 (7,4%), на украинском – всего 91 (0,4%).

 

«Трехъязычие, которое было направлено на сохранение национального состава, культуры народов, населяющих республику, постепенно сходит на нет», - заявил Васильев.

 

Министр просвещения Татьяна Логинова констатировала:  приднестровцам нужен русский, потому что они стремятся в Россию. 

 

«К примеру, в Григориополе в детском саду русская группа – 20 человек, молдавская – семь человек. И эти семь детей выпускаются, но шестеро из них идут в русскую школу. Задаем родителям вопрос: почему? Отвечают: мы давно работаем в России и заберем туда детей», - рассказала министр. 

 

Михаил Бурла отметил, что законодательство и организация системы образования в ПМР не создают препятствий, а наоборот, способствуют обучению ребят на родном языке. Например, в ПГУ каждый год объявляется набор в молдавские группы почти по всем специальностям на бюджетное отделение, есть и преподаватели, и база, но это все практически не востребовано: в нынешнем году набрали только группу на специальность «Молдавская филология».

 

По мнению Бурлы, «нужна агитация со всех сторон, чтобы люди шли учиться в эти группы», а также, конечно, льготные условия поступления – многим выпускникам гораздо интереснее поступать в вузы Кишинева, куда принимают по итогам собеседования, чем сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены в вузы Приднестровья. 

 

«Есть разные варианты – например, проводить олимпиады для молдавских школ и первых трех призеров зачислять в вуз, проводить конкурсы исследовательского общества учащихся и победителей зачислять в вуз и т.д.», - сказал Бурла.

 

Депутат Олег Василатий, комментируя проблему, заявил, что для собственного ребенка он не нашел в Тирасполе ни детсада, ни группы с молдавским языком обучения. «Для того, чтобы человек пришел в университет в молдавскую группу, ему нужно сначала отучиться на молдавском в садике и школе», - уверен он.   

 

Парламентарий Сергей Чебан считает, что «все дело в обеспечении учебных заведений».  «Пойдите в молдавский садик и найдите книжку хотя бы русских народных сказок, но на молдавском языке. Таких книжек просто нет. Проблема в этом», - заявил депутат. 

 

Илья Васильев подверг критике качество приднестровской литературы и прессы на молдавском языке, отметив, что «это вообще не молдавский». «Ни один молдаванин не может это прочитать. Ни Эминеску, ни Крянгэ, ни Друцэ – никто не понял бы наши газеты на молдавском языке», - полагает парламентарий.

 

ДЕТИ БЕЗ ВРАЧЕЙ

 

Совершенно вопиющая история – целый город не имеет педиатра. Это Днестровск. Депутат Виктор Гузун, представляющий интересы днестровчан в Верховном Совете, соообщил, что проблема не нова, но «никому не интересно, как живут дети в этом городе, где получают медицинскую помощь». 

 

 

«Возможно, мы готовим недостаточное количество врачей? Может быть,  пересмотреть систему подготовки кадров – готовить больше врачей вместо юристов и экономистов?» - недоумевал парламентарий. 

 

 

Его коллега Сергей Чебан по этому поводу заметил, что на медфак «сто человек поступают, пятьдесят выпускаются, тридцать потом уходят, двадцать остаются работать», а всего в республике сегодня не хватает 400 врачей.  

 

Министр просвещения считает, что проблема – в закреплении специалистов, у которых «низкая зарплата и очень большая ответственность». Она привела свежий пример: из тираспольской школы № 9 – самой большой в республике (1450 учащихся) – увольняется фельдшер.

 

«Мне кажется, что с принятием закона об обязательной отработке (для студентов-выпускников бюджетных отделений – прим. ред.) и фельдшеры, и медсестры, и молодые врачи будут закреплены, будут работать. К сожалению, на сегодняшний день удержать на рабочем месте специалистов крайне трудно», - сказала Татьяна Логинова. 

 

Депутаты также отметили, что в докладе минпроса мало информации о состоянии здоровья детей, в частности, по «классическим» заболеваниям школьников. 

 

Илья Васильев, например, считает важным знать, «какое поколение растет в республике, в то время как государство планирует реформы в здравоохранении».

 

«От этого зависит наша стратегия. А пока мы не знаем, что мы сегодня имеем, какое поколение нас завтра заменит и кто будет вообще работать в этой республике. Это большая проблема», - сказал он.

 

В результате доклад депутаты приняли к сведению,  поручив правительству представить дополнительную информацию о здоровье школьников, о мероприятиях по развитию образования на молдавском и украинском языках и о подготовке педиатров в республике.

bottom of page