top of page
DSC_0192.jpg
«ЧТОБЫ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ ОСТАВАЛИСЬ БЕЗ АРГУМЕНТОВ». К 75-ЛЕТИЮ ЯССКО-КИШИНЕВСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Институт социально-политических исследований и регионального развития, Российский центр науки и культуры – представительство Россотрудничества в Молдове, а также Тираспольский филиал Института стран СНГ провели в Тирасполе научно-практическую конференцию «Ясско-Кишиневская наступательная операция в исторической памяти Молдавии и Приднестровья». Мероприятие было посвящено 75-летию операции. В нем принял участие и атташе посольства России в Молдове Иван Жилин.

1. 

Представитель Россотрудничества Николай Журавлев, приветствуя участников конференции, обратил внимание на то, что сегодня во многих странах, где ранее, казалось бы, существовал консенсус по поводу итогов Второй мировой войны, открываются так называемые «окна Овертона» - итоги войны ставятся под сомнение, начинаются идеологические и политические колебания. 

«Именно в силу этого нужна экспертная работа, формирование экспертного консенсуса по поводу всего того, что связано с Великой Отечественной и Второй мировой войной. Поскольку именно эксперты помогают политическому руководству той или иной страны готовить принятие решений по вопросам, касающимся управления государством и развития общества», - сказал Журавлев. 

Он добавил, что главной жертвой фальсификации истории, как правило, является народ. «Примеров печальных событий, связанных с этим, достаточно много, их последствия всегда были трагическими, и жертвы зачастую исчислялись миллионами. Поэтому задача наша сегодня очень важна – еще раз подтвердить, сформулировать, может быть, подискутировать, но тем не менее зафиксировать позицию экспертного сообщества по вопросам Великой Отечественной войны и конкретно по одному из важнейших ее эпизодов – Ясско-Кишиневской наступательной операции», - отметил представитель Россотрудничества в своем выступлении.

2.

Доклады историков – участников конференции касались различных аспектов Ясско-Кишиневской операции. Доктор истории Петр Шорников рассказал о ее разведывательном обеспечении, в частности, о том, как, изучая в 1975 году еще не обработанные архивные документы 1944 года, он вышел на след высокопоставленного советского агента в румынской разведке. Этим агентом, по словам ученого, являлся начальник разведывательного отдела штаба 3-ей румынской армии полковник Дионисий Бэдэрэу.

Бэдэрэу был уроженцем Кишинева, молдаванином и бывшим подпоручиком армии Деникина. С советской разведкой, как выяснилось, он был связан еще с 1920-х годов. «В 1944 году Бэдэрэу спас симферопольское подполье, когда агентура из татар выдала контрразведке нескольких его активистов. Он держал их неделю, не допрашивал, а за это время секретарь подпольного обкома Козлов вывел 126 человек через минные поля, через заставы на 50 километров в горы, к партизанам. И было еще несколько таких эпизодов», - рассказал Петр Шорников.  

По его мнению, Бэдэрэу контактировал с Петром Ивашутиным – тогда начальником Управления контрразведки 3-его Украинского фронта, а впоследствии – генералом армии, первым заместителем председателя КГБ СССР и начальником ГРУ. «Накануне Ясско-Кишиневской операции армейские чекисты провели более сотни радиоигр. Примерно половину из них Ивашутин вел с Бэдэрэу. Тогда же Ивашутин с ведома генерала Толбухина подготовил и события 23 августа – арест Иона Антонеску в Бухаресте, и задумано это было здесь, в Тирасполе», - подчеркнул историк. 

Как отметил, в свою очередь, кандидат исторических наук, профессор Николай Бабилунга, такого сокрушительного краха нацизма, как в Румынии, пожалуй, не было нигде – к восстанию против Антонеску в итоге присоединился даже полк его личной охраны. Хотя еще 5 августа 1944 года на встрече с Гитлером в ставке «Вольфшанце» румынский диктатор утверждал: «Страна в полном единстве идет за мной. Ни один офицер или солдат никогда не изменит мне». 

Выступление Виолетты Бедрос - заведующей музеем Ясско-Кишиневской операции в селе Кицканы – было посвящено жителям Кицкан, участвовавшим в освобождении села в 1944 году, а доклад заведующего бендерским музеем Боевой славы Владимира Перстнева – роли 129-го стрелкового полка 93-ей Миргородской стрелковой дивизии в освобождении Бендер. 

«О Великой Отечественной войне существует довольно много военно-мемуарной литературы. В основном она написана крупными военачальниками. При внимательном прочтении этих мемуаров обращаешь внимание, что в них, в общем-то, упоминаются крупные соединения, фронты. Упоминаний о дивизиях, а тем более о полках там не встречаешь совсем. Мне кажется, это положение нужно менять», - считает Перстнев. 

129-й стрелковый полк сыграл важнейшую роль в штурме «высоты 150», которую в народе называют «Суворовской горой». При этом штурме геройски погиб рядовой Николай Курило, уничтоживший вражескую пулеметную точку. Его именем названа улица в Бендерах. 

Заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии Приднестровского госуниверситета Вячеслав Содоль рассказал о помощи, которую наступающей Красной Армии оказывали в Молдавии монастыри и приходы Русской православной церкви. А российский гость конференции – заместитель представителя Академии ОДКБ и ЕврАзЭС в РФ Максим Синицын – обратил внимание на то, что культурная память о Второй мировой войне сегодня формируется прежде всего кинорежиссерами, писателями и журналистами. Один из примеров этого на Западе – военная драма Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» о событиях Нормандской операции союзников.

«Коллективная память – это культурная память плюс коммуникативная. Коммуникативная память – это то, что передается из уст в уста, и она достаточно сильно ограничена. Устная история, как писал Ян Ассман [немецкий египтолог, историк религии и культуры – прим. ред.], ограничена примерно тремя поколениями, это около 80 лет», - отметил Максим Синицын.   

3. 

 

На конференции состоялась также и презентация иллюстрированного издания «В центре событий мировой истории. К 75-летию Ясско-Кишиневской наступательной операции». Книга увидела свет при поддержке Россотрудничества.

По словам директора ИСПИРР Игоря Шорникова, она представляет собою «не перепечатку каких-то старых хороших материалов, а именно новые исследования». В издание вошли три работы ученых-историков: Петра Шорникова, Сергея Назарии и Владимира Поливцева, а также Николая Бабилунги. 

Петр Шорников осветил не до конца изученный вопрос об участии партизан в Ясско-Кишиневской операции, а Николай Бабилунга – процесс свержения режима Иона Антонеску. Статья Сергея Назарии и Владимира Поливцева «Эффективность Ясско-Кишиневской операции и начало освобождения Юго-Восточной Европы» посвящена в том числе тому, как трактуют события августа 1944 года в Молдове и Румынии. Авторы дали обзор современной румынской националистической историографии. 

В книгу включены три фотоподборки – «Победители и побежденные», «Ясско-Кишиневская операция. Подготовка и проведение», «Память о сражениях Великой Отечественной войны живет». Некоторые фотографии публикуются впервые. 

Но большая часть сборника – это документы: наградные листы Героев Советского Союза, бендерчан-участников Ясско-Кишиневской операции, воспоминания участника операции К.И. Чебуняева, журналы боевых действий, документальные свидетельства пленных немцев, шифровки, которые были рассекречены министерством обороны России и опубликованы на сайте проекта «Память народа». Составители книги систематизировали и собрали эти документы воедино. 

Как отметил Игорь Шорников, проект «Память народа» - это сегодня «серьезный инструмент в руках исследователей».

Николай Бабилунга, подчеркнув, что издания о Ясско-Кишиневской операции в таком формате еще не было, выразил надежду, что книга попадет в школы не только Приднестровья, но и Молдовы.  

4. 

Доктор истории, экс-вице-премьер молдавского правительства Виктор Степанюк в своем выступлении на конференции обратил внимание на то, что в истории Второй мировой войны по-прежнему остаются «белые пятна». Например, мало написано о деятельности правительства Молдавской ССР, которое в то время [в 1944 году] находилось в Сороках. 

Кроме того, как показывают документы, после февраля 1944 года в Советскую Армию было мобилизовано около 200 тысяч молдаван. «Но по документам 2-го и 3-го Украинских фронтов этих людей не очень видно: или их сразу направили на другие фронты, или же, как я думаю, они все-таки воевали здесь, просто их своевременно не записали, потому что система учета была организована на скорую руку летом», - отметил Степанюк. 

Также, по его словам, нужно серьезно заниматься и местной историей сел и городов. Результаты же исследований событий Второй мировой войны «надо доводить до молодого поколения, чтобы фальсификаторы истории оставались без аргументов», считает молдавский ученый. 

Начальник Государственной службы управления документацией и архивами Приднестровья Зинаида Тодорашко подчеркнула, что в приднестровских архивах хоть и не хранятся официальные документы Ясско-Кишиневской операции, но есть более десятка личных фондов, связанных с судьбой фронтовиков. Также идет работа над проектом «Мемориал Приднестровья», который будет содержать и информацию по событиям 1941-1945 годов. Кроме того, Зинаида Тодорашко предложила создать в ПМР комплексный музей Великой Отечественной войны.    

Участники конференции смогли увидеть и 10-минутный документальный фильм о трагической судьбе еврейской общины Кишинева в годы фашистской оккупации. Его в Тирасполь привез директор кишиневского Института иудаики Евгений Брик. 

Доклады и выступления, прозвучавшие на конференции, ИСПИРР планирует издать отдельным сборником. 
 

DSC_0181.jpg
DSC_0204.jpg
DSC_0183.jpg
DSC_0210.jpg
bottom of page