top of page
photo_2021-05-06_17-34-56.jpg
ЧТО ПРИНЕСУТ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В МОЛДОВЕ?

12 мая в Молдове официально началась избирательная кампания по досрочным парламентским выборам. ИСПИРР посвятил этому заседание своего дискуссионного клуба.

В обсуждении на платформе ZOOM приняли участие представители Института Игорь Шорников и Андрей Моспанов, президент Ассоциации молодых экспертов Молдовы Александр Кориненко, историк и политолог, один из основателей партии «Гражданский Конгресс» Зураб Тодуа, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун, эксперт Изборского клуба Молдовы Владимир Букарский, экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак и глава молдавского общественного совета «За свободную Родину» Игорь Тулянцев. По традиции мы публикуем основные тезисы дискуссии.

 

МАЙЯ САНДУ И ПАРТИЯ PAS

 

Все эксперты сошлись во мнении, что партия «Действие и солидарность» (PAS), за которой стоит президент РМ Майя Санду, входит в предстоящую кампанию в качестве фаворита. По словам Анатолия Дируна, Санду как лидер сегодня лучше всех подготовлена к избирательной кампании.

 

«Пока ей удается делать меньше всего ошибок и расширять свое влияние как в центре, так и на левом фланге. Как видно по той тактике, которая, в частности, выбрана во взаимоотношениях с Российской Федерацией, Майя Санду и ее партия собираются очень серьезно побороться за русскоязычный электорат», - отметил научный руководитель ТШПИ.

 

Как подчеркнул, в свою очередь, Владимир Букарский, партия «Действие и солидарность» монополизировала правый фланг молдавской политики, у нее абсолютная поддержка в Кишиневе и центре Молдовы, а у самой Санду имидж победителя и железной леди. «Но есть у нее и слабые стороны. Это усиливающаяся неприязнь к Санду со стороны левого электората, национальных меньшинств, людей старшего возраста, целых регионов (Гагаузия, Тараклийский и северные районы Молдовы), православной церкви. Одновременно непринятие к некоторым ее шагам возникает и у прорумынских унионистов», - добавил эксперт Изборского клуба Молдовы.

 

По его словам, Майя Санду и PAS действительно имеют возможности для монополизации власти, но, с другой стороны, может возникнуть ситуация, что PAS не наберет достаточных голосов для самостоятельного формирования правительства, а других партнеров у нее попросту может не оказаться.

 

Зураб Тодуа также считает, что PAS покажет на выборах серьезный результат, но абсолютного большинства в парламенте (50+ депутатских мандатов) она все-таки не наберет.

 

Игорь Тулянцев, как и Анатолий Дирун, обратил внимание на то, что Майя Санду сегодня входит в сектор левого, русскоязычного электората. «Этот электорат перестал верить Игорю Додону в той части, что он [Додон] может победить коррупцию и справиться с олигархическим наследием Владимира Плахотнюка. Я думаю, что на этих выборах есть большая вероятность того, что правые возьмут большинство – именно за счет того, что они зашли на левое поле», - сказал Тулянцев.     

 

Игорь Шорников не исключил, что PAS, которая может набрать в новом парламенте до 40 мандатов, договорится о коалиции с какой-либо из партий, ассоциирующихся с левым флангом (в том числе с блоком Ренато Усатого). «Даже если допустить гипотетическую победу левых сил, то пока, по крайней мере, нет ощущения, что они могли бы создать какую-то коалицию. У меня стойкое чувство, что Молдова, наверное, все-таки обречена на то, чтобы в полной мере испытать на себе все прелести западного диктата», - отметил директор Института.

 

ВЛАДИМИР ВОРОНИН, ИГОРЬ ДОДОН И ЛЕВЫЙ БЛОК

 

По мнению Зураба Тодуа, создание блока Партии социалистов (ПСРМ) и Партии коммунистов (ПКРМ) стало известной сенсацией – особенно с учетом той политической войны, которую в последние годы вели лидеры двух партий. «Раньше они [Владимир Воронин и Игорь Додон] в дискуссиях поливали друг друга не очень чистой водой, а сейчас должны будут объяснять своим избирателям, почему они решили пойти вместе. Думаю, будут недовольные среди сторонников как социалистов, так и коммунистов», - считает Тодуа.

 

Он прогнозирует, что социалисты потеряют часть тех парламентских мандатов, которые есть у них сейчас. «Будет сказываться тот факт, что ПСРМ проиграла президентские выборы, дадут себя знать и те ошибки, которые совершил персонально Игорь Додон», - полагает политолог.

 

Владимир Букарский, напротив, убежден, что блок ПСРМ-ПКРМ способен получить 40% голосов и даже больше. «Кто бы ни входил в этот блок, в настоящее время очень многие осознают необходимость объединения усилий промолдавских, патриотических, государственнических сил. Есть огромный запрос на такой союз среди левого электората. Единственное, что может воспрепятствовать успеху блока, - это личные амбиции и личное недоверие между лидерами ПСРМ и ПКРМ. Но я очень надеюсь, что эти личные моменты будут преодолены», - сказал Букарский.  

 

По словам Александра Кориненко, левый блок сегодня делает ставку в том числе и на ностальгию по временам Воронина – самому стабильному времени в новейшей истории Молдовы, как полагает немалая часть населения.

 

«Ни одна из партий не получит абсолютного большинства в парламенте, но ПСРМ и ПКРМ этого и не нужно. Левому блоку будет достаточно 40-45 мандатов, что создать в том или ином виде коалицию с партией «Шор», вполне способной завоевать свои 7-10 мест. Хотя надо учитывать, что партия «Шор» не избавилась от токсичности, связанной с именем ее лидера», - заметил Кориненко.

 

Анатолий Дирун, в свою очередь, пока не видит у ПСРМ «внятных и актуальных электоральных месседжей» и «четкого видения будущего». Также, по его словам, есть впечатление, что социалисты уже морально готовятся к тому, что в новом парламенте они будут оппозицией и станут играть «вторым номером». «Однако в молдавской политике тот, кто играет вторым номером, долго не живет. Там начинается сначала период полураспада, а затем и распада», - подчеркнул руководитель ТШПИ.

 

Владимир Ястребчак обратил внимание на то, что левый блок сегодня начал слишком сильно уклоняться в геополитическую тематику. «В то время, как Майя Санду пытается встать над схваткой и заявляет, что от коррупции страдают все, а также использует другие лозунги, достаточно близкие к истинно левой повестке, позиции левого блока сводятся к призывам не допустить натовских танков и чего-то в этом роде. То, что левый сегмент уходит в геополитическую плоскость, поднимет рейтинг правых партий второго эшелона. Именно они в такой ситуации станут спарринг-партнерами для ПСРМ и ПКРМ. Дискуссия будет вестись на уровне, с одной стороны, натовских танков, с другой, российской угрозы, а Майя Санду на этом фоне станет и дальше завоевывать новое пространство на левом фланге», - прогнозирует Ястребчак.

 

Наконец, Игорь Тулянцев считает, что «ПСРМ и ее лидер Игорь Додон за последнее время просто дискредитировали левое движение». И главная проблема нынешней избирательной кампании в Молдове – как раз в отсутствии серьезной альтернативы правым.  

 

РЕНАТО УСАТЫЙ, ИЛАН ШОР И ДРУГИЕ

 

По мнению Владимира Букарского, впечатляющий результат Ренато Усатого на президентских выборах в ноябре 2020 года (17% голосов) стал «прямым следствием ошибок штаба Игоря Додона в первом туре, когда была взята на вооружение абсолютно провальная стратегия постулирования стабильности как главной цели его президентства и когда полностью отказались от тех ценностей, с которыми Игорь Додон одержал победу на президентских выборах 2016 года».

 

Александр Кориненко полагает, что блок Ренато Усатого сейчас не сумеет повторить это достижение своего лидера. «Но в новый парламент они точно проходят», - добавил глава Ассоциации молодых экспертов.

 

Что касается партии «Шор», то, как не исключают Зураб Тодуа и Анатолий Дирун, у нее в ходе нынешней кампании могут возникнуть определенные проблемы организационного, юридического и информационного характера. Зураб Тодуа подчеркнул, что в 2019 году «шористы» прошли в парламент при административной поддержке олигарха Владимира Плахотнюка. И есть сомнения в том, что сейчас они вновь станут парламентской партией.

 

Анатолий Дирун, в свою очередь, отметил, что наличие партии «Шор» в законодательном органе не очень вписывается в нынешние расклады Майи Санду и ее западных партнеров. Тем не менее руководитель ТШПИ исходит из того, что «шористы» все-таки туда попадут.

 

Дирун также обратил внимание на то, что сегодня «начинается информационная накачка партии «Достоинство и правда» (DA) Андрея Нэстасе». «Этим, возможно, создается подушка безопасности для Майи Санду и PAS, которым может не хватить буквально нескольких мандатов для самостоятельного получения большинства», - считает он. 

 

Остальные партии, включая и радикальных прорумынских унионистов, по мнению экспертов, вряд ли преодолеют 5%-ный избирательный порог. «Умеренные унионисты проголосуют скорее за партию Майи Санду», - предполагает Александр Кориненко.

 

МОЛДАВСКИЕ ВЫБОРЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ

 

По словам Анатолия Дируна, как бы ни закончилась нынешняя избирательная кампания в Молдове, Приднестровью нужно готовиться к новому этапу взаимоотношений с РМ. «Этот этап будет очень сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть на протяжении последних 7-8 лет. Тирасполь будут проверять на прочность и на способность держать удары», - прогнозирует руководитель ТШПИ.

 

Игорь Шорников считает, что с осени Кишинев в диалоге с Москвой может вернуться к теме российского военного присутствия в регионе. «Цель правых, как мне кажется, - отвязать тему российского военного присутствия от вопроса урегулирования отношений с Приднестровьем. А урегулирование, скорее всего, перейдет в кейс, который будет называться «борьба с коррупцией». У Кишинева, контролирующего экспорт и импорт ПМР, здесь все рычаги давления», - отметил директор ИСПИРР.  

 

Владимир Ястребчак обратил внимание на «проблему 1 сентября». По согласованию с молдавскими властями Украина с 1 сентября нынешнего года собирается запретить въезд для автомобилей с приднестровскими номерами. Пересекать украинскую границу смогут только авто с нейтральными номерами и наклейкой «MD».

 

Также, как полагает экс-министр иностранных дел ПМР, Приднестровье может столкнуться с проблемами в энергетической сфере – особенно на фоне шагов, направленных на скорейшее взаимоподключение энергосистем Молдовы и Румынии. 

 

По мнению Владимира Букарского и Александра Кориненко, Майя Санду станет максимально интернационализировать приднестровскую проблему. Будет попытка подключить к давлению на Приднестровье Украину – учитывая теплые отношения офисов Санду и Зеленского.

 

«Если у Майи Санду окажется вся власть, то заниматься переговорным процессом с Приднестровьем станут бывшие и нынешние НПО-шники, воспитанные на западных программах. У них есть «красные линии», выработанные на Западе, и они их придерживаются. Придумывать им ничего надо: те меры давления, которые будут применяться к Тирасполю, были опробованы на протяжении десятилетий, то есть произойдет возврат к совместным постам на границе и т.д. Но если раньше политики левого фланга не доводили эти меры до конца, так как понимали, что в Приднестровье тоже живут люди, в том числе граждане Молдовы, то у команды Майи Санду будет другой подход. В глазах правых политиков жители Приднестровья – это безликие сепаратисты, и отношение к ним со стороны возможного нового руководства Бюро реинтеграции будет соответствующим», - заключил Кориненко.

bottom of page