top of page
pmr.jpg
ВЫБОРЫ ПРОШЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

На нынешней неделе в ИСПИРР состоялось заседание дискуссионного клуба, посвященное итогам парламентских выборов в Приднестровье. Участники обсуждения попытались рассмотреть эти выборы как прелюдию к другой, более важной кампании – президентской в 2021 году.

 

По словам экспертов, голосование 29 ноября оставляет нам две проблемы – с одной стороны, достаточно плохую явку избирателей (менее 28% - самый низкий уровень за все время существования ПМР), с другой – рост протестных настроений. С этими проблемами Приднестровье и войдет в президентскую кампанию. До выборов главы республики остается ровно год.

 

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ»

 

Как отметил, открывая дискуссию на платформе Zoom, директор ИСПИРР Игорь Шорников, новый электоральный цикл в ПМР пока отличается депрессивностью – «в отличие от прошлых лет, когда граждане республики были непосредственными участниками внутренних политических процессов и когда они активно использовали информационные ресурсы для обсуждения политических и социальных вопросов».

 

«Нынешняя ситуация, мне кажется, плоха тем, что приднестровское общество ослабляется внутренне, растворяется приднестровская идентичность, и это особенно опасно на фоне внешнего давления на республику, которое в перспективе может возрасти, учитывая процессы, происходящие в Молдове, на Украине и в целом на постсоветском пространстве», - сказал руководитель Института.

 

По словам Шорникова, у низкой явки на выборы в Верховный Совет есть несколько причин. «Это и невозможность выполнения властью своей социальной программы, и отсутствие оппозиции, и безальтернативность выборов, и то, что не обозначено четкое направление, как дальше станет развиваться республика. Эти выборы были лишены интриги, и общество, получается, не могло связывать с ними надежд на изменения к лучшему», - считает он.

 

Научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун, в свою очередь, подчеркнул, что «прошедшие выборы были легальными с точки зрения закона, но при этом они нелегитимны». Он обратил внимание на то, что у многих кандидатов отсутствовали предвыборные программы. «Все свелось к биографии кандидата в депутаты, слоганам, а также некоему отчету, как тратился фонд наказов избирателей. На моей памяти это первая такая кампания. Непонятно, какое будущее мы выбрали на следующие пять лет», - сказал Дирун.

 

ТРИ ОРИЕНТИРА

 

По мнению заместителя директора ИСПИРР Андрея Моспанова, «если в случае с новым парламентом на проблему легитимности еще можно как-то закрыть глаза, то на грядущих выборах президента такой вопрос встанет, что называется, в полный рост».

 

При этом фон президентских выборов в ПМР может оказаться сложнее по сравнению с парламентскими. Внешнеполитическая ситуация вокруг республики к концу 2021 года, скорее всего, ухудшится; достаточно неясны и перспективы приднестровской экономики в будущем году.

 

«Для президентской кампании нужно сформулировать несколько ярких идей, которые способны мобилизовать избирателей, обозначить перед ними внятную социальную перспективу, образно говоря, снова зажечь их сердца, давно уставшие от безнадежности. Пока таких идей у нашей власти я не вижу. Но очень хотелось бы, чтобы они все-таки нашлись», - отметил Моспанов.

 

Парламентская избирательная кампания, по его словам, была легче и по той причине, что кандидаты в депутаты могли уклониться от дискуссии по какой-то общегосударственной повестке, по системным проблемам Приднестровья и заменить все это благоустройством округов, точечным решением частных (в том числе и бытовых) вопросов. На выборах президента такой возможности не будет.

 

«В парламентской кампании важным фактором был личный, эмоциональный контакт депутата и избирателя. Те, кто до пандемии COVID-19 активно появлялся на округе, общался с людьми, в любом случае накопили баллы для переизбрания. Кандидат же в президенты не может обойти каждую улицу, каждый двор, каждый дом, то есть эмоционального контакта «один на один» здесь в любом случае будет намного меньше», - подчеркнул заместитель директора ИСПИРР. 

 

Он обратил внимание на то, что в прежние годы явка на президентских выборах всегда была высокой (2011 год, I тур – 58,9%; 2011 год, II тур – 52,5%; 2016 год – 60%). «При этом избранный президент Приднестровья никогда не получал на выборах меньше 60% голосов, то есть это всегда была победа с хорошим «запасом», - отметил Андрей Моспанов.

 

«Также стоит посмотреть и на то, какую поддержку имели избранные президенты в абсолютных цифрах. У Евгения Шевчука и Вадима Красносельского эти показатели практически совпадают. За Шевчука в 2011 году во втором туре выборов проголосовало 165,5 тысяч человек, за Красносельского в первом туре в 2016 году - 157,4 тысячи. Все это – высокий уровень явки, высокий процент поддержки в относительных и абсолютных цифрах – обеспечивало избранному президенту достаточный уровень легитимности», - сделал вывод заместитель директора Института.

 

По его словам, отсюда вытекают и три целевых ориентира для тех сил, которые хотят выиграть избирательную кампанию в 2021 году. «Явка избирателей на президентских выборах должна начинаться от 40%. Но лучше, конечно, чтобы ее уровень дошел до 50%. Будущему президенту нужно собрать не менее трех пятых всех поданных голосов, при этом в абсолютном выражении его должны поддержать не менее 140-150 тысяч приднестровцев. Тогда его мандат будет убедительным как для самого Приднестровья, так и, что еще важнее, для внешних игроков», - подытожил Моспанов.

 

Он, однако, полагает, что упомянутых ориентиров будет сложно достичь, «если президентские выборы в ПМР станут безальтернативными, если в них примет участие лишь один кандидат от власти, или даже если будет несколько кандидатов, но все они, кроме одного, будут явно техническими».

 

«Это в свое время Игорь Николаевич Смирнов так мог еще выигрывать выборы, будучи единственным реальным претендентом, причем явка, например, в 2006 году даже превышала 65%. Сейчас так не будет», - заметил Андрей Моспанов.

 

«НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ СТРЕЛЯЛИ ИЗ ОРУДИЙ КРУПНОГО КАЛИБРА»

 

Социолог, старший преподаватель кафедры социологии и социальных технологий Приднестровского государственного университета Алла Оставная высказала мнение, что явку в 40% на президентских выборах получить будет непросто – в том числе и потому, что избирательная база в ПМР завышена. Эту базу надо корректировать с учетом миграционного коэффициента. «Даже если руководствоваться теми цифрами, которые дала нам перепись населения в 2015 году, то порядка 14-15% населения, которое прописано на территории ПМР, находится в процессах миграции. И это как раз трудоспособное население, обладающее правом голоса. Процент участия в голосовании надо отсчитывать не от того, сколько в Приднестровье прописано людей, а от того, сколько реально проживает на территории республики», - считает Оставная.

 

По ее мнению, эти две статистики – прописанного и наличного населения – нужно использовать не только при формировании электоральной базы, но и во многих других сферах. «В условиях Приднестровья, Молдовы, Украины такие статистики [и расхождения в них] очень существенны», - подчеркнула социолог.

 

Экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак согласился с тем, что избирательная база в ПМР может быть завышенной. «Однако если начать ее оптимизировать, то тут будет палка о двух концах – может оказаться, что у нас за последний год появится такая убыль населения, что лучше бы не оптимизировать», - заметил эксперт.

 

Он тоже считает, что действующей власти в ПМР нужно будет найти перед президентскими выборами мобилизующую идею.

 

«В чем она может проявиться? Здесь, конечно, не хотелось бы, чтобы стреляли из орудий крупного калибра. Может быть, победа над пандемией COVID-19, может, какая-нибудь очередная индексация? Пока не знаю. Но в любом случае не обойтись без планирования президентской кампании, и работа эта должна начинаться уже сейчас. Нужен результат, который позволит нашим представителям юридически и политически легитимно представлять Приднестровье», - сказал Ястребчак.

 

По его словам, хорошо, что на парламентских выборах удалось преодолеть психологически важный 25%-ный барьер, но в 2021 году такой целью ограничиваться никак нельзя.

 

ПРОБЛЕМЫ - НЕ ТОЛЬКО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

 

Алла Оставная, говоря о низкой явке на выборах, обратила внимание на нехватку социального активизма в Приднестровье в целом. Пассионарный потенциал приднестровского общества ослабевает, и это не ограничивается только лишь политической сферой. Люди, в том числе и молодые, часто не хотят быть лидерами.

 

«Мои отношения с Приднестровским госуниверситетом длятся 20 лет: пять лет я училась, а потом преподавала. И в то время, когда я училась, а также в первые годы преподавания у нас в студенческих группах возникала борьба за то, чтобы быть старостой. Но в последние 10 лет я наблюдаю, что наши студенты не хотят становиться старостами», - привела пример Алла Оставная, добавив, что «это является определенной моделью приднестровского общества».

 

Она связывает это опять же с процессами миграции и «утечки мозгов». Каждый четвертый выпускник приднестровских школ в последние годы покидает ПМР, и уезжают как раз лучшие.

 

«Нам нужно что-то делать, чтобы повысить качество нашего человеческого капитала – может быть, за счет изменения политик в сфере образования, а также в отношении сельского населения, которому не всегда доступны возможности, имеющиеся у горожан. Иначе у нас не будет врачей, учителей, директоров школ и других высококвалифицированных специалистов и управленцев», - считает социолог.

 

По ее мнению, для того, чтобы люди были активны на выборах, должны быть определенные повседневные практики выборов – в коллективах, на уровне выборов профсоюзных лидеров и т.д. В Приднестровье нужно развивать активизм как альтернативу патриархальной политической культуре, при которой граждане возлагают решение своих проблем исключительно на политиков, заключила Алла Оставная.

bottom of page