top of page
cec.jpg
КУЛЬМИНАЦИЯ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

Участники дискуссионного клуба ИСПИРР сошлись во мнении, что после второго тура президентских выборов в молдавской политике начнется новый раунд борьбы, и он может оказаться даже интереснее, чем то, что мы видели в последние два месяца. При этом эксперты все-таки не дали какого-то единодушного прогноза на второй тур.

 

Мы представляем тезисный обзор дискуссии.

 

«АНТИДОДОН»

 

Президент Ассоциации молодых экспертов Молдовы Александр Кориненко считает, что в первом туре Игорь Додон где-то стал заложником социологов, которые положили его в «теплую ванну» благоприятных соцопросов, «рисовали» ему 40% рейтинга и более.

 

Социологи, впрочем, ошиблись в отношении не только Додона, но и Майи Санду. Никто не смог предположить, что она выйдет во второй тур с первого места.

 

Очень активно голосовавшая молдавская диаспора в Европе, по мнению Кориненко, хотела реванша. «С 2016 года социалисты нанесли ей четыре оплеухи – это выборы президента, парламентские выборы, выборы мэра Кишинева, местные выборы. Правые кандидаты в это время не выигрывали нигде», - отметил он, добавив, что у диаспоры на Западе «были такие подвозы на участки, что некоторые здесь [в Молдове] им могут даже позавидовать».

 

Феноменом первого тура и Александр Кориненко, и научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун, и экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак назвали протестный электорат Ренато Усатого. Феномен прежде всего в том, что этого электората оказалось довольно много – 17%.

 

Конгломерат избирателей Усатого представляет собой сложное явление, но в первую очередь это электорат «антидодон». И вопрос сегодня в том, какую часть этих людей Игорь Додон все-таки сумеет снова подтянуть на свою сторону.

 

ПЕРЕД ВТОРЫМ ТУРОМ

 

Заместитель директора ИСПИРР Андрей Моспанов заметил, что после 1 ноября действующий молдавский президент не показал ничего нового – он продолжал консервативную линию, твердил о семейных ценностях, стабильности и надежности и «в целом вновь держал стратегическую оборону».

 

С мнением по поводу обороны не согласился эксперт Изборского клуба Молдовы Владимир Букарский: он считает, что Додон со 2 ноября как раз перешел в контрнаступление.

 

Отметим, что в пятницу, уже после нашего дисклуба, в Кишиневе состоялся митинг социалистов, где Игорь Додон пообещал «давать обратно по морде обнаглевшим оппонентам».

 

По словам Моспанова, достаточно стандартные сюжеты были использованы социалистами и против Майи Санду. Ей вменяли в вину закрытие школ, сужение сферы использования русского языка, симпатии к ЛГБТ-сообществу, к Иону Антонеску и т.д. Все это тоже было предсказуемо.

 

Вообще же, с обеих сторон в междутурье стало больше «черного пиара».

 

Санду, скорее всего, по совету своих политтехнологов уклонилась от очных дебатов с Додоном, где она, как считает Александр Кориненко, могла проиграть.

 

Владимир Ястребчак, однако, полагает, что «отказ от дебатов – это признак как минимум очень большой уверенности в том, что победа практически в кармане и что не надо давать даже шансов оппоненту попытаться навязать свою повестку».  

 

В перерыве между турами команда Майи Санду тоже ничего нового не придумала – все ограничилось уже знакомыми призывами бороться с коррупцией, с «кульками», помочь малому бизнесу, распустить парламент и т.д. Правда, больше стало роликов на русском языке, где Санду говорила, что она не будет ущемлять права русскоязычных и займется нормализацией отношений с Россией.

 

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

 

По словам Андрея Моспанова, можно считать, что к Майе Санду отойдут 8% голосов, которые завоевали в первом туре правые кандидаты Андрей Нэстасе, Октавиан Цыку, Тудор Делиу и Дорин Киртоакэ. А Игорь Додон получит почти все голоса кандидата от партии «Шор» Виолетты Ивановой – это 6,5%.

 

Остается Ренато Усатый. Владимир Ястребчак полагает, что значительная часть электората лидера «Нашей партии» «проголосует» ногами. Александр Кориненко, в свою очередь, отметил, что «никто сейчас не уверен, какая часть избирателей Усатого перейдет Додону, какая – Санду, а какая на выборы не выйдет».

 

«По логике вещей, большая часть должна все-таки выйти голосовать за Додона. Это связано и с тем, что на севере Молдовы живут производители фруктов и овощей, и основные их поставки идут в Россию. Им было бы логично голосовать за пророссийского кандидата. Но посмотрим, какая часть [электората Усатого] будет за Додона – треть или половина», - сказал Кориненко.   

 

Победа во втором туре будет зависеть и от того, насколько Игорь Додон и Майя Санду сумеют дополнительно мобилизовать собственных сторонников. По мнению Владимира Ястребчака, Санду здесь можно рассчитывать на потенциал в центральных районах Молдовы. Что же касается Додона, то ему нужны и возможные внутренние резервы, и молдавская диаспора в России. С голосованием молдаван в РФ, как подчеркнули Анатолий Дирун и Владимир Букарский, в первом туре вышел полный провал.

 

ЧЕМ ОКОНЧАТСЯ ВЫБОРЫ?

 

Представители ИСПИРР Игорь Шорников и Андрей Моспанов с учетом всех возможных факторов предсказывают победу Майи Санду с результатом в 52-53% и с отрывом в 4-6% от Игоря Додона. Некоторая возможность чудесного исхода для Додона есть, однако в этом случае надо ждать массовых протестных акций сторонников Санду.  

 

Анатолий Дирун, в свою очередь, считает, что Игорь Додон может в итоге выиграть у Майи Санду 1,5-2%, если, в частности, хорошую активность на выборах покажет молдавская диаспора в России. Но опять же эту победу придется отстаивать, и здесь Додон столкнется с колоссальным давлением. Многое в этом случае будут решать его личностные, психологические качества.   

 

«Я бы не делал сейчас ставки на то, кто победит, - сказал Александр Кориненко. - Надо быть очень смелой бабушкой из Этулии, гадать на яйцах, чтобы назвать результат».

 

А Владимир Букарский пообещал, что «команда Игоря Додона сделает все, чтобы разочаровать пессимистов, не верящих в его победу». «Майе Санду еще рано пить шампанское», - добавил эксперт Изборского клуба.

 

ГОЛОСОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЦЕВ

 

Андрей Моспанов полагает, что во втором туре президентских выборов в РМ примет участие примерно столько же приднестровцев, сколько было 1 ноября (то есть около 14-15 тысяч). Анатолий Дирун настроен менее оптимистично – он считает, что явка окажется ниже.

 

Владимир Ястребчак обратил внимание на то, что власти РМ так, по сути, и не дали должной оценки тем провокациям с участием молдавских ветеранов войны на Днестре, которые были направлены против приднестровских избирателей 1 ноября.

 

ПОСТВЫБОРНЫЕ РАСКЛАДЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ

 

По мнению Александра Кориненко, «молдавские социалисты предвидят уже реально сценарий, при котором Игорь Додон может потерять власть». «Потому и происходят сейчас эти пертурбации в парламенте», - сказал политолог.

 

Имеется в виду формирование платформы «Pentru Moldova» с участием депутатов от партии «Шор» и парламентариев, покинувших группу «Pro Moldova». С новой депутатской платформой у ПСРМ будет в случае необходимости парламентское большинство.

 

«Молдова – все-таки парламентская республика. Думаю, что социалисты в случае победы Санду на президентских выборах попытаются удержать под своим контролем парламент, правительство, в особенности силовой блок. Все только начинается», - считает Кориненко.

 

Анатолий Дирун, однако, убежден, что после недавнего распада коалиции ПСРМ - ДПМ новой коалиции уже не возникнет, хотя ее будут пытаться создать. «Не для того наши западные партнеры положили столько сил для продвижения своего кандидата, чтобы потом этот кандидат попал в ситуацию двоевластия. Майя Санду, если она выиграет выборы, сразу получит от Запада существенный финансовый ресурс, который будет распределять как президент», - дал свой прогноз руководитель ТШПИ. «Будет интересно - это же Молдова», - добавил он.       

 

Из-за того, что внутриполитическая борьба в РМ будет продолжаться, переговоры Молдовы и Приднестровья вновь могут отойти на второй план. Как предполагает Владимир Ястребчак, «2021 год с этой точки зрения станет годом паузы, причем, скорее всего, независимо от того, как окончатся нынешние президентские выборы в Молдове».

bottom of page