top of page
03-13.jpg
ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА НА МОЛДО-ПРИДНЕСТРОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ И ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДНЕСТРЕ

Выступление директора Института социально-политических исследований и регионального развития Игоря Шорникова на заседании Ливадийского клуба, посвященного 200-летию Н.Я.Данилевского, 9 декабря 2022 г.

Уважаемые коллеги! В нашей аудитории, думаю, не нужно пояснять, что Молдавия является органичной частью Русского мира, а Приднестровье вполне можно назвать его квинтэссенцией на юго-западных рубежах русского пространства.

 

Цели западной политики на молдо-приднестровском направлении достаточно прозрачны: им недостаточно просто оторвать Молдавию от русской цивилизации, им необходимо использовать весь ее потенциал для прямого противостояния с Россией, в том числе, военного. Этот наш вывод основан на изучении молдавской внутренней ситуации и наблюдении за действиями ее западных кураторов. Если в прошлые годы ЕС и США действовали достаточно аккуратно, то в условиях украинского кризиса цели Запада оказались обнажены. Примерно с середины марта в Молдове, очевидно не без помощи западных советников, ускорились подготовительные процессы в информационной сфере, в области энергетики, в правовом пространстве и в военно-технической сфере.

 

Планомерное сокращение русскоязычного медиапространства в Молдове идет не первый год, но в 2022 году этот процесс приобрел лавинообразный характер. Часть российских СМИ были запрещены, закрыты были и некоторые молдавские СМИ, работающие на русском языке. Любая адекватная по отношению к России позиция рискует быть названа «пропагандой войны», что в условиях Чрезвычайной ситуации в Молдове будет иметь административные последствия. При этом на провластных каналах целенаправленно повышается градус русофобии. Оказывается, Россия виновата во всех бедах молдаван: в кратном росте тарифов, в самой высокой в Европе инфляции, в произволе и коррупции чиновников, в недостаточно быстрой евроинтеграции. Противостоянию в информационной сфере на Западе уделяют большое внимание, от успехов на информационном фронте во многом зависит и успешность продвижения западных целей на других направлениях. Поэтому, несмотря на непопулярность этих мер, зачистка информационного пространства в Молдове будет продолжена.

 

Прогресс очевиден и в военной сфере. Молдова получила финансовую помощь на модернизацию армии объемом в 40 млн. евро, ей передаются образцы современных видов вооружений для обучения военных специалистов, происходит беспрецедентное усиление сотрудничества в области разведки – в Кишиневе побывали руководители спецслужб Британии и Румынии, военные министры ФРГ и Румынии, на постоянной основе в военном ведомстве и в администрации президента Молдовы работают советники из США, Франции, Германии. В Молдове работают три информационных центра НАТО, а теперь здесь НАТО создает и центр кибербезопасности, наподобие тех, которые действуют в Прибалтике и на Украине.

 

Скандальным образом осуществляются попытки ликвидировать естественную энергетическую зависимость Молдовы от России. Молдова является частью еще советского энергетического массива и присоединить ее к Третьему энергопакету ЕС, как оказалось, технически пока невозможно. Но доступ к дешевым российским энергоресурсам – это еще и естественное конкурентное преимущество молдавской экономики перед ЕС. Это преимущество в 2022 году последовательно минимизируется. Мы увидели провокационные действия властей, направленные на срыв газового контракта с «Газпромом». По нашей оценке, это было необходимо в том числе ради обвинений России в шантаже и геноциде народа Молдовы. Эти планы пока не сработали, отчасти потому что столкнулись с реальностью в виде резко возросших цен на газ, а отчасти потому что поставили под вопрос саму возможность использования Молдавии против России из-за растущей там внутриполитической нестабильности.

 

В правовой сфере: с 2010 года у Молдовы есть комплекс договоров с Румынией, в соответствии с которыми силы МВД и жандармерии соседней страны-члене НАТО могут быть призваны правительством Молдовы в случае необходимости наведения внутреннего порядка в стране. Это несет прямую угрозу не только Приднестровью, но в принципе ставит под вопрос независимость Молдовы. А в настоящее время власти Молдовы ведут дело к выходу из СНГ и к отмене нейтралитета страны, закрепленного в Конституции. Пока их останавливает общественное мнение и неподходящая для этого международная ситуация.

 

Молдова, очевидно, рассматривается Западом как перспективный логистический хаб для поставок на Украину вооружений, ГСМ, медикаментов, а также для облегчения вывоза из Украины зерна. В первой половине года молдавские власти даже не пытались отрицать, что через их территорию шли поставки ГСМ на Украину. Более того, выяснилось, что из-за отправления на Украину даже тех ресурсов, которые предназначались Молдове, в стране произошел дефицит ГСМ и резкий скачок цен. В ходе пранк-интервью с президентом Молдовы выяснилось, что Кишинев рассматривает возможность передачи под контроль Украины части своей территории на юге страны, вероятно, для облегчения логистики, а также о планах по выявлению мобилизационного потенциала. Спрашивается, зачем это нейтральному государству?

 

Мы должны понимать, что Молдова и Приднестровье являются крайне уязвимым для России элементом системы региональной безопасности. На Днестре несут службу российские миротворцы, российские солдаты также охраняют склады с советскими вооружениями, расположенными на территории Приднестровья в трех километрах от границы с Украиной. Там сосредоточено порядка 20 тысяч тонн боеприпасов, которые, как отмечают многие, Украина хотела бы использовать для своих целей.

 

Мы можем допустить, что Приднестровье рассматривается как удобный в нынешней ситуации элемент давления на Россию и шантажа. Там проживает больше 200 тысяч граждан Российской Федерации. Это, фактически, 2/3 всего взрослого населения республики. Защитить этих людей физически в случае агрессии со стороны Молдовы и/или Украины крайне проблематично, это осознают в центрах принятия решений и на Западе, и в России. Но, как мы видим, на протяжении всего этого периода вокруг Приднестровья сохраняется атмосфера относительной стабильности и безопасности – это, безусловно, заслуга России, которая находит способы сдерживать агрессию против своих сограждан и соотечественников, проживающих там.

 

Подчеркнем, с марта этого года граница Приднестровья с Украиной полностью закрыта, в ее близи дислоцированы подразделения ВСУ. Из Киева в адрес Кишинева периодически раздаются сигналы о готовности помочь решить приднестровский вопрос в интересах Молдовы силовым способом. Но этого, к счастью, не происходит.

 

Нужно отметить, что и внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Молдове пока не позволяет руководству страны заниматься военными авантюрами. Но, осознавая степень внешней управляемости руководства Молдовы, мы понимаем, насколько эта стабильность зыбка и условна.

 

Но в молдавской ситуации есть и позитивные моменты.

 

Прежде всего, это фактор времени. Подготовить Молдову к военному противостоянию с Россией в короткие сроки невозможно. Для этого потребуются даже не месяцы, а годы. Достаточно вспомнить опыт Грузии, сколько лет и какие бюджеты понадобились Саакашвили, чтобы развязать агрессию против Южной Осетии? Более трех лет и сотни миллионов долларов ежегодно. Масштабы той западной «помощи» Грузии пока несопоставимы с той, которую получает Молдова. Техническое состояние молдавской армии оставляет желать лучшего, но гораздо важнее психологическое состояние армии и народа, который по состоянию на текущий момент категорически против войны с Россией. И в данном случае нам надо понимать, что если модернизировать и обучить армию можно при наличии ресурсов относительно быстро, то изменить сознание народа будет труднее. На Украине этот процесс шел десятилетиями и особенно обострился с 2014 года, то есть по меньшей мере 8 лет.

 

В контексте рассмотрения вопросов безопасности надо брать в расчет и румынский фактор. Румыния – государство НАТО, через систему договоров с Молдовой, а также руководствуясь территориальными амбициями в отношении своих восточных соседей, она может легко оказаться втянута в конфликт с Россией, если на Днестре вдруг стабильность будет нарушена. И тут важно отметить, что румыны, по нашим наблюдениям, также как и молдаване, не настроены входить в соприкосновение с российской армией. Этому не содействует ни техническое состояние румынской армии, которая далеко не дотягивает до натовских стандартов, ни, опять же, психологическое. Как ни странно, румыны хорошо помнят уроки истории, включая их опыт боевых действий на Днестре в период Гражданской войны в 1918 году, тотальный их разгром в ходе Ясско-Кишиневской операции в 1944 году, а до этого – на Волге, Дону и в Крыму, и даже относительно недавний конфликт 1992 года на Днестре. Румыны, и это не только народ, но и элиты, не хотят воевать с Россией. Сейчас президент Румынии, этнический немец, ведет политику по привлечению в страну воинских контингентов и вооружений других стран НАТО. Текущую региональную ситуацию румынские элиты не прочь использовать в своих интересах, но не военными, а дипломатическими средствами. Они готовы предоставлять свою территорию силам НАТО, они готовы помогать готовить Молдову к войне. Но сами выступать в качестве «пушечного мяса» не хотят.

 

В Молдове реализуются те же социальные технологии, которые были использованы в Прибалтике и на Украине, однако в нашем регионе их эффективность оказалась заметно ниже. В частности, вопрос о предпочтительном векторе развития Молдовы – в сторону ЕС или в сторону России – на протяжении десятилетий он колеблется возле отметки 50/50. В 2000 году в пользу России было почти 70% населения, потом он постепенно снижался вплоть до 40%. Однако Русская весна и возвращение Крыма внезапно вернуло эти показатели под 70%. Политические технологии Запада смогли переломить ситуацию и к 2020 году в пользу европейской интеграции снова склонялось больше 60% населения, что обеспечило приход во власть действующей команды политиков. Но год их нахождения во власти с осени 2021 по настоящий момент вызвал разочарование в идее европейской интеграции и сейчас мы наблюдаем падение на уровень менее 50%. В последнем случае это не только результат провальной социально-экономической политики властей Молдовы, но и самоубийственная политика самого ЕС, падение там уровня жизни, ситуация в энергетике, а еще, и это существенно, сохранение Россией некоторых каналов информирования населения в Молдове о происходящих процессах. Явным успехом, в частности, можно назвать недопущение создания из России образа врага, который использует газ в качестве инструмента политического воздействия на Молдову. В данном случае это и работа СМИ, и взвешенная политика самого «Газпрома», и даже единственное по этому поводу высказывание Владимира Путина о том, как год назад Молдова смогла получить от «Газпрома» выгодный контракт. Эта новость мгновенно разлетелась в молдавском сегменте интернета и вернула Владимира Путина в число самых популярных политиков у молдаван.

 

Подводя итоги сказанному, важно отметить, что ситуация в молдо-приднестровском регионе хоть и остается крайне нестабильной и ее будущее развитие во многом зависит от хода украинского кризиса, в любом случае этот регион далеко не потерян для России, там живут народы, которые столетиями ей симпатизируют и от мнения этих людей сейчас зависит и результативность западной политики в регионе.

 

По нашим наблюдениям, население в Молдове понимает, что власть ведет дело к обострению отношений с Россией вплоть до войны. Молдавские элиты, похоже, не способны уклониться от этого курса, но население, видя перед собой украинский пример, не хочет идти на убой. Оттого в Кишиневе почти уже три месяца продолжаются митинги протеста. Люди выходят под социально-экономическими лозунгами, но ими движет не столько желание жить в тепле и сытости, сколько страх быть вовлеченными в войну.

 

По нашему мнению, действующая власть в Молдове уже показала, что она не способна эффективно осуществлять западную политику в регионе. Вполне возможно, что ей на смену уже готовят новый эшелон политиков и России необходимо не просто быть готовой к этому, но и находить способы противодействия.

 

У Москвы остается не так много средств поддержания стабильности в молдо-приднестровском регионе. Это фактор военного присутствия и энергетика. Но есть и еще один инструмент, который, по нашему мнению, остается недооцененным – это правдивая информация. Запрос на правду в обществе большой и та трактовка событий, которая звучит из Москвы, традиционно вызывает у населения большее доверие. Дело за малым: найти способы донесения до жителей информации альтернативной западному мнению. Идет информационная война и на территории Молдавии у России есть возможности ее выиграть.

См.: www.russkie.org

bottom of page