top of page
photo_2020-11-07_18-43-07.jpg
РОССИЙСКОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

ИСПИРР, Российский центр науки и культуры (РЦНК) в Кишиневе, а также Приднестровский филиал Института стран СНГ провели круглый стол, темой которого стала сегодняшняя роль России в глобальных и региональных миротворческих процессах. Этот научный форум, состоявшийся на платформе Zoom, был посвящен Дню народного единства в России.

1.

 

Как отметил эксперт РЦНК Николай Журавлев, усилия России в поддержании мира на нашей планете сегодня порой упускаются из виду. Мир начинает забывать о больших войнах XX века, в том числе и о ядерной угрозе.

Вероятность внезапного ядерного удара одной ядерной сверхдержавы по другой сегодня мала. В то же время вполне возможно столкновение в какой-то «серой» зоне с дальнейшим обострением конфликта. Вероятна и эскалация различных внутристрановых и региональных конфликтов, что видно уже сегодня.

«Мы видим также, как, в частности, Соединенными Штатами Америки постепенно, зачастую в одностороннем порядке сворачиваются те инициативы, те международные договоры, которые действовали на протяжении многих лет. Россия прилагает большие усилия, чтобы сохранить систему этих договоров, всегда оставляет открытой дверь для их продления. И касается это не только ядерного сдерживания», - подчеркнул Журавлев. Он напомнил, что Москва сохраняет приверженность принятому в одностороннем порядке обязательству не размещать в Европе и в других регионах ракеты средней и малой дальности.

 

В ноябре 2018 года Россия представила в Генассамблее ООН новый проект резолюции, предполагавшей правила ответственного поведения государств в киберпространстве. И этот документ был поддержан значительным большинством голосов.

 

Если говорить о региональном уровне, то, как отметил Журавлев, в начале 90-х годов Россия быстро заморозила главные конфликты на постсоветском пространстве. «И если бы не деструктивная роль Запада, многие из них сегодня были бы уже разрешены», - убежден представитель РЦНК.

Россия в свое время сыграла важную роль в завершении гражданской войны в Таджикистане, в стабилизации ситуации в Киргизии. По сей день она обеспечивает безопасность границы Таджикистана с Афганистаном.

В 2008 году при помощи операции по принуждению к миру было отражено нападение Грузии на Южную Осетию. Успешным примером миротворчества является и сегодняшняя роль России в урегулировании конфликта на Украине.

 

В 2014 году Россия предотвратила гуманитарную катастрофу в Крыму, воспрепятствовав попыткам Киева и украинских националистов силой расправиться с противниками власти, пришедшей после отставки Виктора Януковича. Москва, кроме того, сыграла главную роль в создании основы для политического урегулирования конфликта на Донбассе – Минских соглашений – и с тех пор неуклонно настаивает на их реализации, содействуя как минимум деэскалации конфликта.

 

Наконец, важным успехом политики России в области миротворчества стала ситуация в Сирии. Еще в 2013 году Россия предотвратила военный удар США по Сирии и полномасштабную войну по типу ливийской. Военная помощь РФ позволила законным сирийским властям восстановить контроль над большей частью страны, сохранила сирийскую государственность, уменьшила масштаб гуманитарной катастрофы, предотвратила геноцид религиозных меньшинств, а также существенно ослабила террористическую угрозу. Успехи России в Сирии позволили ей начать играть более важную роль в миротворческом процессе в Ливии, активизировавшемся в начале нынешнего года, подчеркнул эксперт РЦНК.

 

«Таким образом, мы видим, что тот период 90-х годов, когда влияние России на глобальные международные процессы сокращалось, остался далеко позади. Сегодня Россия играет самую активную роль в поддержании стабильности в мире. И, наверное, можно с уверенностью сказать, что роль России как глобального миротворца становится, по большому счету, российской внешнеполитической национальной идеей, которая горячо поддерживается всеми здравыми силами в мире», - резюмировал Николай Журавлев.      

2.

Доклад директора ИСПИРР Игоря Шорникова, в свою очередь, был посвящен российскому миротворчеству на Днестре. Он напомнил, что в 2017-2018 годах, во времена правления олигарха Владимира Плахотнюка, Молдова резко усилила нажим на военное присутствие России в регионе.  

В мае 2017 года Конституционный суд РМ принял постановление, в котором назвал неконституционным размещение на территории РМ любых иностранных военных формирований.  «Думаю, не надо объяснять, что это был выпад как раз в сторону России», - отметил руководитель Института. Затем последовало объявление персонами нон-грата пятерых российских дипломатов, четверо из которых входили в состав главного миротворческого органа – Объединенной Контрольной Комиссии. Летом Владимир Плахотнюк на заседании совета Социнтерна в Нью-Йорке заявил о том, что миротворческий механизм на Днестре должен быть заменен на гражданскую миссию под международным мандатом. В июле 2017 года с требованием о выводе российских войск из Приднестровья выступил молдавский парламент, а накануне в американском издании The Hill была опубликована статья Плахотнюка, в которой он призвал США и Евросоюз помочь освободить регион от российского военного присутствия. В 2018 году молдавской стороне удалось даже с площадки ООН заявить, что российских военных на Днестре быть не должно.

 

Политический климат вокруг миротворческой операции улучшился в 2019 году, после отстранения Плахотнюка и создания в Молдове правящей коалиции с участием Партии социалистов и правого блока АКУМ. И хотя Майя Санду, ставшая премьером, подчеркивала, что молдавское правительство будет настаивать на выводе российских войск, Молдова даже согласилась принять участие в праздновании годовщины миротворческой операции на Днестре. В 2020 году, несмотря на растущую напряженность в самой Молдове, обстановка вокруг миротворческой операции остается достаточно спокойной.

 

То есть обострение 2017-2018 гг. было либо самодеятельностью Владимира Плахотнюка, пытавшегося доказать Западу свою полезность, либо проявлением политики американских демократов, с которыми олигарх поддерживал самые тесные отношения.

 

Казалось бы, поскольку Влад Плахотнюк выведен из молдавской политики, опасаться в дальнейшем нового давления Кишинева на миротворческую операцию не стоит. Однако, как считает директор ИСПИРР, итоги президентских выборов в США могут отразиться и на региональной стабильности. «Если бы победил Трамп, это могло означать сохранение статуса-кво в нашем регионе, то есть нам бы не пришлось переживать за мир на Днестре. А вот победа Байдена может сделать из Майи Санду [которая является фаворитом второго тура выборов президента РМ – прим. ред.] послушного проводника новой вашингтонской политики. Сама эта политика, как нам представляется, будет нацелена на передел сфер влияния, в том числе на постсоветском пространстве. События в Белоруссии, Закавказье и в Киргизии - отблески будущего правления демократов в США, которые стали возможны, когда Трамп стал "хромой уткой". Поэтому нас могут ожидать непростые времена», - подчеркнул Игорь Шорников.

 

3.

 

Приднестровский политолог Иван Войт в ходе дискуссии задал вопрос о том, что должно произойти, чтобы Россия активизировала международный диалог по миротворчеству в Нагорном Карабахе. Николай Журавлев здесь напомнил, что в начале ноября состоялся телефонный разговор Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, то есть президент России фактически инициировал переговоры лидеров двух стран при прямом посредничестве РФ.

 

«Переговорный процесс и международный диалог по этой проблеме идут крайне активно, другой вопрос в том, что «по щелчку» так далеко зашедший конфликт сегодня, наверное, и не решается. Россия прилагает там большие усилия, просто часто они не являются публичными», - отметил представитель РЦНК.

 

Научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун, который тоже присоединился к дискуссии, обратил внимание на то, что у миротворческих операций всегда выделяют два аспекта – военный и политический. С военной точки зрения в нашем регионе все задачи, связанные с достижением и поддержанием мира, решены. И на первый план все более выходит политический фон. Он не слишком благоприятен. В Кишиневе нередко приходится слышать, что нынешняя миротворческая операция тормозит контакты двух берегов. В Приднестровье же наблюдается психологическая усталость населения, нет ясного образа будущего республики. Все это, по мнению Дируна, будет косвенно влиять и на стабильность миротворческого механизма.

 

Игорь Шорников напомнил, что миротворческой операции скоро исполнится 30 лет и благодаря ей и стал возможным переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем как таковой. «Для чего она сегодня существует? В том числе и для того, чтобы мы могли говорить с Кишиневом более или менее на равных. И здесь у международного сообщества не должно возникать каких-то вопросов», - подчеркнул директор ИСПИРР. А Николай Журавлев заметил, что «все-таки лучше 30 лет даже с некоторой усталостью, в том числе где-то и в молдо-приднестровских переговорах, чем погибнет хотя бы один человек». Стратегическая цель для нашего региона, по его словам, - это поддержание мира.

bottom of page